Работа реле обратного тока тепловоза ТУ2

  Главная      Учебники - Тепловозы     Узкоколейный тепловоз ТУ2 (В А. Грибков, П. В. Григорьев) - 1958 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

 

Работа реле обратного тока тепловоза ТУ2



Встречная катушка реле РОТ одним своим концом постоянно подключена к плюсовой клемме вспомогательного генератора и плюсовой клемме аккумуляторной батареи. Величина и направление тока в этой катушке определяются разностью потенциалов вспомогательного генератора и аккумуляторной батареи.

После включения разъединителя батареи ток потечет от ее плюсовой клеммы по проводу 18А, плюсовому ножу разъединителя РАБ по проводу 18, через шунт ШБ, по проводу 18Б, через плавкий предохранитель ПР1, по проводу 18В, через зарядное сопротивление СЗБ и по проводу 17В через встречную катушку реле обратного тока. Пройдя через встречную катушку реле, секцию стол-бика сопротивления в 25 ом, сериесную катушку реле, плавкий предохранитель ПР2, ток подходит к плюсовой клемме вспомогательного генератора. Далее через якорь и обмотку дополнительных полюсов вспомогательного генератора по проводам 14 и 14А он возвращается к минусовой клемме аккумуляторной батареи. В этом положении через встречную катушку идет наибольший ток и она совместно с пружиной надежно удерживает якорь реле в выключенном положении.

При запуске дизеля, по мере увеличения числа оборотов его коленчатого вала, растет напряжение на клеммах вспомогательного генератора. Это приводит к уменьшению разности потенциалов между вспомогательным генератором и батареей, что вызывает уменьшение тока во встречной катушке реле обратного тока. В момент, когда напряжение вспомогательного генератора станет равным напряжению аккумуляторной батареи, ток во встречной катушке реле будет равен нулю.

Когда напряжение вспомогательного генератора превысит напряжение аккумуляторной батареи направление тока во встречной катушке реле изменится на обратное. Шунтовая катушка реле обратного тока постоянно подключена к клеммам вспомогательного генератора и ток, протекающий в этой катушке, пропорционален напряжению вспомогательного генератора. Ток в этом случае проходит от плюсовой клеммы вспомогательного генератора ВГ по проводу 17, через плавкий предохранитель ПР2, по проводу 17А, через сериесную катушку реле, по проводу 17Б, через нормально замкнутый блок-контакт контактора Б, столбик сопротивления, по проводу 17Д, через шунтовую катушку реле и далее по проводу 14 к минусовой клемме вспомогательного генератора.

С увеличением напряжения вспомогательного генератора будет возрастать ток в шунтовой катушке и ее сердечник будет все сильнее притягивать верхний конец якоря реле.

Сила притяжения нижнего конца якоря реле сердечником встречной катушки по мере роста напряжения вспомогательного генератора падает и при равенстве напряжения вспомогательного генератора и аккумуляторной батареи становится равной нулю.

Особенностью реле обратного тока является то, что его магнитная система имеет Ш-образную форму, вследствие чего на работе реле сказываются в первую очередь не величины токов в его катушках, а результирующий магнитный поток в магнитной системе, так как магнитные потоки, создаваемые катушками реле, взаимосвязаны. При равенстве напряжений вспомогательного генератора и батареи величина тока во встречной катушке реле равна нулю, однако магнитный поток, наведенный шунтовой катушкой реле в сердечнике встречной катушки, не равен нулю.

Из сказанного следует, что при напряжении на клеммах вспомогательного генератора, большем напряжения аккумуляторной батареи ток во встречной катушке реле изменит свое направление

 

на обратное, вследствие чего результирующий магнитный поток сердечника этой катушки уменьшится.

Срабатывание реле обратного тока происходит тогда, когда напряжение вспомогательного генератора превышает напряжение аккумуляторной батареи на 3 в.

Включившись, реле замыкает свой контакт РОТ и соединяет провода 9А и 9Б. Если в этот момент пуск дизеля окончен и нормально замкнутый блок-контакт пускового контактора Д замкнут, то создается цепь возбуждения катушки контактора Б. Контактор включится и разомкнет свой нормально закрытый блок-контакт Б, шунтировавший столбик сопротивлений в цепи шунтовой катушки реле. Ток в шунтовой катушке реле упадет, но якорь реле будет удерживаться во включенном состоянии, так как ток, проходящий через сериесную катушку реле, создает магнитный поток, помогающий шунтовой катушке удерживать якорь реле. При нормальной работе дизеля якорь реле все время остается в этом положении.

Уменьшение влияния шунтовой катушки реле на его работу при включенном контакторе Б облегчает выключение реле при обратном токе.

В момент, когда напряжение вспомогательного генератора становится меньше напряжения аккумуляторной батареи, направление тока в сериесной катушке меняется на обратное, ток в шунтовой катушке уменьшается, а во встречной катушке, изменив свое направление на обратное, увеличивается. Магнитный поток сериесной катушки в этот момент помогает встречной катушке притянуть нижний конец якоря реле. Это происходит, когда величина обратного тока достигнет 8—9 а. Сработав, реле отключит свой контакт в цепи катушки контактора Б, в результате чего контактор Б выключится и отключит вспомогательный генератор от батареи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..