Скоростемер СЛ-2М (рис. 189) крепится к кронштейну 1 на пульте управления
кабины машиниста. Вращающий момент передается скоростемеру через гибкий вал
от буксы. Прибор показывает и регистрирует скорость тепловоза от 5 до 150
км/ч с точностью ±2 км/ч. Частота вращения ведущего валика скоростемера при
скорости 150 км/ч составляет 75 об/мин. При переднем ходе локомотива ведущий
валик вращается по часовой стрелке (если смотреть сверху). Кроме того,
скоростемер показывает суточное время в часах и минутах, суммарное
количество пройденных километров, загоранием электрической лампочки
фиксирует достижение предела скорости. Скоростемер также фиксирует на
диаграммной ленте: путь пробега в километрах, скорость движения локомотива,
суточное время в часах и минутах, расстояние пробега и длительность
остановки локомотива до 24 ч, направление движения локомотива, характер и
продолжительность торможения, включение и выключение автостопа, прекращение
питания катушки электропневматического тормоза автостопа.
Приводной вал скоростемера соединен с валом 5 подпятника, вмонтированного в
кронштейн. Снизу к кронштейну через накидкую гайку 6 и переходник 7 крепится
муфта 10 защитного кожуха гибкого вала. Гибкий вал (сердечник) типа В-2
диаметром 15,2 мм армирован по концам наконечниками. Защитный кожух типа В-6
имеет подсоединительные муфты. Наконечник 8 сердечника гибкого вала
вставляется в отверстие вала подпятника. На наконечнике гибкого вала имеется
сфрезерованная фаска. Во внутреннюю полость вала подпятника ввернут винт 9,
в который упирается фаска наконечника. На тепловозе применен гибкий
реверсивный вал типа В-124. Гибкий вал (сердечник) по концам наконечников
имеет длину 3600 мм и изготовляется из проволоки класса II ГОСТ 9389—60
(сталь 70 ГОСТ 1050—60), навитой в несколько слоев. Защитный кожух длиной
3520 мм представляет собой спираль, навитую из плоской и профилированной
ленты, покрытой снаружи резиной с тканевыми прокладками. Внутренний диаметр
защитного кожуха 21 мм, а наружного 35 мм.
Концевые муфты имеют внутреннее резьбовое отверстие М30 и крепятся на
защитном кожухе опрессовкой. Угол закручивания нового гибкого вала от
момента 10 кгс • см не более 10°. Минимально допустимый радиус перегиба вала
(сердечника) 300 мм.
Защитный кожух крепится к крышке червячного редуктора 4 привода скоростемера,
а наконечник гибкого вала вставлен в отверстие на валу Червячного колеса
редуктора и застопорен винтом.