Глава VIII ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ116

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ116 (издание второе) (С. П Филонов) - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  ..

 

 

Глава VIII ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ116

 

VIII. I. Структурная схема электропередачи на тепловозе 2ТЭ116

Тепловоз 2ТЭ116 выполнен с электропередачей на переменно-постоянном токе (рис. 162). Переменное шестифазное напряжение тягового генератора Г выпрямляется установкой ВУ и подается на шесть параллельно включенных тяговых электродвигателей, приводящих тепловоз в движение. К тяговому генератору электродвигатели подключаются с помощью шести электропневматических поездных контакторов П1—П6, которые позволяют разрывать цепи электродвигателей, чтобы предотвратить самопроизвольное движение тепловоза от остаточного магнетизма при работе генератора на холостом ходу, а также быстро отключить неисправный электродвигатель. Кроме того, тяговый генератор обеспечивает питание переменным током асинхронных электродвигателей вентиляторов охлаждения.

Скорость тепловоза и тяговое усилие регулируются возбуждением тягового генератора и изменением частоты вращения вала дизеля, задаваемой позицией контроллера машиниста. Для расширения диапазона скоростей тепловоза, при которых используется полная мощность дизеля, существуют две ступени ослабления возбуждения тяговых

электродвигателей: на 60 и 37% (ОП-1 и ОП-2). Ослабление возбуждения осуществляется подключением резисторов СШ1—СШ6 параллельно обмоткам возбуждения тяговых двигателей с помощью групповых контакторов ВШ1 и ВШ2. Переход на ослабленное возбуждение и обратно осуществляется автоматически с помощью реле перехода РП1 и РП2, включающих и отключающих групповые контакторы ВШ1 и ВШ2. Направление движения тепловоза зависит от изменения направления тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей переключением контактов реверсора ПР.

В качестве источника возбуждения тягового генератора применен однофазный синхронный генератор переменного тока СВ, напряжение которого выпрямляется в управляемом выпрямителе УВВ и подается на обмотку возбуждения тягового генератора. Выпрямленное напряжение регулируется в управляемом выпрямительном мосте УВВ изменением момента открытия управляемых вентилей (тиристоров), установленных в двух плечах моста.

Регулированием тока возбуждения тягового генератора предусматривается поддержание постоянной мощности в рабочем диапазоне внешней характеристики, а также ограничение тока и напряжения тягового генератора при превышении максимально допустимых величин. Осуществляется это совместной работой объединенного регулятора дизеля, тахометрического блока задания (БЗВ), узла обратной связи по току и напряжению выпрямителя ВУ генератора, селективного узла СУ и блока управления возбуждением БУВ.

Объединенный регулятор дизеля поддерживает установленную частоту вращения вала дизеля и совместно с индуктивным датчиком ИД, и тахометрическим блоком БЗВ поддерживает заданный по позициям контроллера уровень мощности. Узел обратной связи по току и напряжению выпрямителя генератора состоит из трансформаторов постоянного тока ТПТ1—ТПТ4 и напряжения ТПН с выпрямительными мостами на выходе.

Выходные напряжения узла обратной связи подаются на потенциометры ССУ1 селективного узла СУ. На потенциометры СИД индуктивного датчика ИД и ССУ2 селективного узла напряжение подается от блока БЗВ. Напряжение задания с потенциометров ССУ2 и СИД сравнивается в селективном узле с напряжениями узла обратной связи потенциометра ССУ1 и подается в виде сигнала рассогласования в блок управления возбуждением БУВ. Последний формирует и подает управляющие импульсы на тиристоры управляемого выпрямительного моста УВВ, определяя момент и продолжительность времени открытия моста, а тем самым и ток в обмотке возбуждения генератора.

Для компенсации падения напряжения в цепи обмотки возбуждения возбудителе при возрастании тока возбуждения применена схема подпитки возбудителя током узла коррекции, состоящего из трансформатора ТК и выпрямительного моста. При выходе из строя системы автоматического регулирования возбуждения в электрической схеме предусмотрен аварийный режим, при котором переключателем шунтируются тиристоры управляемого моста УВВ и он работает как обычный неуправляемый выпрямительный мост.

 

Кроме того, электрической схемой предусмотрены для электрооборудования электропередачи следующие защиты:

выпрямительной установки ВУ от токов внешнего короткого замыкания или перегруза в тяговом режиме;

выпрямительной установки ВУ от внутренних коротких замыканий; выпрямительной установки и тяговых электродвигателей при выходе из строя электродвигателей вентиляторов;

комплексное противобоксовочное устройство для защиты тяговых электродвигателей при боксовании колесных пар. Оно позволяет получить жесткие динамические характеристики генератора, т. е. неизменность его напряжения при боксовании одной или нескольких колесных пар, а также своевременное обнаружение боксования и его прекращение с наименьшими потерями силы тяги тепловоза;

тяговых электродвигателей от перегруза при выходе из строя одного из них;

электрооборудования при пробое силовой цепи на корпус.

 

 

 

 

 

Рис. 162. Структурная схема электропередачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  ..