VIII.2. Особенности выполнения принципиальной и
монтажной схем на тепловозе 2ТЭ116
Принципиальная электрическая схема тепловоза условно разделена на
несколько отдельных схем: управления, электропередачи, вспомогательных
устройств, защиты и сигнализации, освещения. Полная схема приведена на
отдельных рисунках 163, а, б, в, г. В отличие от ранее выпускавшихся
тепловозов ТЭЗ и 2ТЭ10Л в электрической схеме тепловоза 2ТЭ116 применено
большое количество бесконтактной аппаратуры, созданной на
полупроводниковых и магнитных элементах. Их рациональное использование
позволяет улучшить техни-. ко-экономические характеристики
энергетической установки, увеличить быстродействие и точность при
настройке внешней характеристики дизель-генератора, широко применить
автоматизацию, а также улучшить условия труда локомотивных бригад.
Работа электрооборудования и взаимодействие его элементов поясняются
описательной частью, а также функциональными схемами. Описание
электросхемы освещения ввиду ее принципиальной простоты не приводится.
Все электрические цепи изображены в разомкнутом состоянии, т. е.
обесточенными, в противном случае это особо оговаривается текстом на
электрической схеме. Условные места связи схем различных систем отмечены
надписями с конкретным указанием места присоединения. Разрывы цепей
отдельных листов электрической схемы обозначены одноименными цифрами,
помещенными в кружки.
Рейки выводов в пультах и камерах, а также коробки выводов имеют
отличительные буквенные или номерные обозначения. Вывод (зажим)
обозначается дробью, например 11/14 или Д/18, числитель которой является
номером рейки или буквенным обозначением коробки, к которой она
принадлежит, а знаменатель — номером зажима при отсчете слева направо
или сверху вниз. Рейки выводов пульта управления имеют номера до 10,
аппаратных камер — свыше 10.
Обозначение элементов электрической схемы
следующее:
Резистор блока
стабилизации и резистор гашения поля тягового генератора
ПС-50239
СРЗ
Резистор реле
заземления РЗ
ПС-50229
стн
Резистор
трансформатора напряжения ТПН
ПС-50224
СШ1 — сшз
Резистор ослабления
возбуждения ТЭД
ЛС-9110
СШ4
—
СШ6
То же
ЛС-9120
СРПН1
—
СРПНЗ
Резистор реле
перехода РП
Г1С-40601
ССБ2, ССУ2
Резистор снижения
мощности при боксованин и резистор селективного узла
(потенциометр сравнения уставок задания и сигналов обратной
связи)
ПС-40602
ТА
Тумблер «Реле
автостопа»
ТВ 1-2
ТВ1
Тумблер «Термореле
воды»
ТВ 1-2
ТОБ
Тумблер
«Ограничение боксовання»
ТВ 1-2
ТРВ1, ТРВ2, ТРМ
Термореле воды,
масла
Т-35
ТУП
Тумблер «Управление
переходом»
ТВ 1-2
ТР1
Трансформатор
распределительный
ТР-26
ТР2
То же
ТР-21
ТПН
Трансформатор
постоянного напряжения
ТПН-4
ТПТ2, ТПТЗ
Трансформатор
постоянного тока
ТПТ-24
ТПТ1, ТПТ4
То же
ТПТ-23
тк
Трансформатор
коррекции
ТТ-30
ТН
Электродвигатель
топливоподка- чнвающего насоса
П21-М
ТНА
Тумблер «ТН
аварийный»
ТВ 1-2
ТН1, ТН2
Тумблер «Топливный
насос»
ТВ 1-2
ТРК
Тумблер реле
компрессора
ТВ 1-2
Т1 — Т4
Тумблеры ручного
управления мотор-вентиляторами MB
ТВ 1-2
ТХ
Тумблер
переключения режимов работы мотор-вентиляторов MB
«Автоматическое — ручное»
ТВ 1-4
ткс
Тумблер «Контроль
сигнализации»
ТВ 1-4
Обозначение
Наименование
Тип
ТП1—2
Тумблер
«Повреждение 1—2 сек
П2Т-23
ции»
IT,
2Т
Межтепловозное
соединение
2СШ001,
6ТР, 226,
027
УВ1, УВ2
Указатель
температуры воды
ТУЭ-8А
УМ1, УМ2
Указатель
температуры масла
ТУЭ-8А
УД1. УД2
Указатель давления
масла
ЭДМУ-15
УТ
Тумблер «Управление
тепловозом»
ТВ 1-2
УП
Указатель
повреждений
М-4200 со
специальной
шкалой
УВВ
Управляемый
выпрямитель воз
БВК-1012
буждения
Ш1
Шунт 6000 А
ШС75-6000-0,5
шз
Шунт 200 А
ШС75-200-0.5
Ш5
Шунт 20 А
ШС75-20-0,5
Ш6
Шунт 5 А
ШС75-5-0,5
ШЗБ
Шунт заряда батареи
ШС75-150-0,5
ЭР1
Розетка бытовая
РШ-Ц-2-0-1Р20
ЭР2
То же
РШ-Ц-2-0-1Р20
105
Блокировка
валоповоротного ме
ВПК-2117
ханизма
1—6
Электродвигатели
тяговые
ЭДП8А
103
Резистор добавочный
Р-103
V
Киловольтметр
М-4200
VQ
Вольтомметр
М-151
Обозначение штепсельных или розеточных контактов
аналогично зажимным, однако вместо дробной черты используется тире.
Например, 9—30 или Р-25, где первая цифра или буква обозначает номер или
буквенный индекс штепсельного разъема, а вторая — номер контакта. В
номера проводов вспомогательных систем входит буквенное обозначение
принадлежности к системе: А — автоматическая локомотивная сигнализация и
скоростемер; Я — пожарная сигнализация; Р — радиостанция.
Монтаж электрооборудования обеспечивает удобство его обслуживания. При
этом соблюдены максимально возможные компактность, защита от загрязнений
и повреждений, а также безопасность эксплуатации. Монтаж выполнен по
двухпроводной электрической схеме, в которой плюс подается на элементы
различными устройствами, а минус — на зажимы элементов непосредственно с
общих шин или реек зажимов. Все случаи подачи минуса на аппарат
коммутирующими устройствами указываются в описании. Для удобства
контроля параметров и проверки электрических цепей отдельные участки
схемы, а также аппараты в блочном исполнении выполнены со штепсельными
разъемами, что позволяет легко и быстро производить замену аппаратов и
разбирать схему на отдельные участки.