Топливный насос высокого давления ТН-12М дизеля М753Б тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б

  Главная      Учебники - Тепловозы     Устройство тепловозов ТГМ3А и ТГМ3Б (Хрычиков А.М.) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Топливный насос высокого давления ТН-12М дизеля М753Б тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б

 

 

 

 Насос 12-плунжерный, диаметр плунжера 13 мм, ход плунжера 12 мм. Топливный насос предназначен для подачи в форсунки строго дозированных порций топлива в определенный момент. Порядок подачи топлива плунжерами насоса, считая от конца валика со стороны привода: 2—11—10—3—6—7—12—1—4—9—8—5.

Конструкция насоса. Корпус насоса разъемный (рис. 24), состоит из картера насоса 1, стоек 34 и головки 33, стянутых силовыми шпильками 38.

Картер насоса отлит из алюминиевого сплава и имеет опорные лапки для крепления насоса на дизеле. Вдоль всего картера проходит точно расточеное отверстие, в котором монтируются кулачковый валик 45 с подшипниками 46. Кулачковый валик полый, с одного конца заглушен запрессованной в него заглушкой 44, а с другой хвостовиком 11.

Кулачки валика расположены под углом 30° в соответствии с порядком работы плунжеров насоса. К переднему фланцу валика шестью призонными болтами крепится шлицевая муфта 43, к заднему фланцу —хвостовик 11.

Валик вращается в дюралюминиевых подшипниках 46. Подшипники разъемные, состоят из двух половин, стянутых винтами 3. Второй подшипник, считая от шлицевой муфты, отличается от остальных шести тем, что имеет канавку 41, служащую для подвода масла через отверстие 40 в полость валика. Подшипники фиксируются в картере от проворачивания и осевого перемещения винтами 2. Второй подшипник фиксируется в картере штуцером 39, сверление которого используется для подвода масла в канавку подшипника.

 

 

 

 

 

Рис. 24. Топливный насос TH-12M

 

 

 

 

В отверстиях бобышек толкателя 13 размещен палец толкателя 10, выступающий конец которого входит в направляющий паз картера, препятствуя проворачиванию толкателя. Ролик 12 толкателя вращается на пальце на игольчатом подшипнике.

Головка насоса 33 изготовляется из алюминиевого сплава. Вдоль головки проходят два канала: всасывающий канал 30 и канал отсечнбго топлива 29. С переднего торца головки отсечной канал заглушен пробкой; всасывающий канал заглушен с противоположной стороны. В головке выполнены 12 ступенчатых отверстий, заканчивающихся сверху резьбой. В каждом отверстии монтируются детали камеры нагнетания: втулка 31 с плунжером 17, седло 19 с нагнетательным клапаном 21, пружина нагнетательного клапана 22, упор 23, кольцо 20 и штуцер 24.

Втулка 31 с плунжером 17 является основным топливоподающим элементом насоса. Втулка с плунжером образуют прецизионную пару, в которой замена какой-либо одной детали не допускается. Втулка имеет два всасывающих и четыре перепускных отверстия и своим буртиком опирается на уступ отверстия в головке. Для того чтобы всасывающие и перепускные отверстия занимали определенное положение, втулка фиксируется в головке винтом 18.

На верхний торец втулки устанавливается седло 19 с нагнетательным клапаном 21, нагруженным пружиной 22. Подъем нагнетательного клапана ограничивается упором 23. Штуцером 24 через медное уплотняющее кольцо 20 седло нагнетательного клапана и втулка закрепляются в головке насоса. Необходимое усилие затяжки штуцеров 24 обеспечивается применением специального тарированного ключа. Зубчатый венец на штуцерах позволяет осуществить контровку штуцеров зубчатыми замками 49, стягиваемыми болтами.

Седло 19 и нагнетательный клапан 21 проходят совместную доводку по направляющим и притирку по конусу, после чего подвергаются проверке на герметичность и на специальном приспособлении сортируются на две группы по величине разгрузочного хода клапана. Номер группы пишется на торце головки клапана. На один насос устанавливаются нагнетательные клапаны одной только какой-либо сортировочной группы.

На выступающие из отверстий головки насоса нижние части втулок 31 надеты поворотные муфты 16 с зубчатыми венцами 55, затянутыми на муфтах винтами. Перемещение поворотной муфты 16 вниз ограничивается верхней тарелкой 7, смонтированной в выточке коробки зубчатого венца 32.

Пружина 5 верхним торцом упирается в верхнюю тарелку 7, нижним на нижнюю тарелку 4. Нижняя тарелка имеет вырез и надевается на шейку плунжера, шляпка которого входит в выточку тарелки, фиксируя ее на плунжере. Нижняя тарелка и плунжер опираются на регулирующий болт 15 толкателя, законтренный гайкой 14.

Пружина плунжера устанавливается с предварительным поджатием при нижнем положении плунжера. При движении плунжера вверх усилие пружины возрастает и обеспечивает движение плунжера вниз, когда ролик толкателя сбегает с кулачка. Поэтому пружина все время держит плунжер и толкатель прижатым к кулачку, преодолевая силы инерции, стремящиеся оторвать ролик от кулачка.

Для получения переменной величины подачи топлива плунжер имеет две спиральные отсечные канавки, соединенные между собой и с каналом, идущим вдоль оси плунжера, поперечным сверлением. Изменение начала соприкосновения верхних кромок спиральных канавок плунжера с нижними кромками нижних перепускных отверстий втулки и, как следствие, изменение величины подачи топлива достигаются поворотом плунжера.

 

Поворот плунжера осуществляется поворотной муфтой 16, имеющей в нижней части паз, в который входит поводок плунжера. Зубчатые венцы попарно входят в зацепление с шестью зубчатыми секторами 52, свободно поворачивающимися на осях 47. Оси устанавливаются в головке насоса и крепятся винтами. Долевой зазор сектора на оси устанавливается регулировочной шайбой 48. Зубчатые секторы соединяются с рейкой насоса 50. Таким образом, перемещение рейки вызывает поворот зубчатых секторов и находящихся в зацеплении с ними зубчатых венцов. Вместе с зубчатыми венцами поворачиваются муфта и плунжер. Пружины 54, попарно стягивающие зубчатые венцы, устраняют влияние зазоров в зацеплении зубчатых венцов с секторами на положение плунжеров.

Передний торец корпуса насоса закрывается отлитой из алюминиевого сплава крышкой 37. Между торцом пояска картера и торцом выточки крышки размещается буртик переднего фланца кулачкового валика 45, ограничивающий осевое перемещение валика.

Противоположный торец корпуса насоса закрывается крышкой 25. В крышке расположен сборник отсечного топлива 27, поступающего из отсечного канала головки насоса. Ввернутый в крышку штуцер 26 предназначен Для крепления трубки подвода отсечного топлива. Перепускной канал 28 головки насоса, соединяющий всасывающий канал со сборником отсечного топлива, служит для выхода воздуха и перепуска некоторой части топлива из всасывающего канала. К крышке 25 крепится всережимный регулятор дизеля.

С боков корпус насоса закрывается правой и левой боковыми крышками 56 и 51. В левой боковой крышке 51 размещается рейка насоса 50. На конце рейки закреплен колпачок 53, соединенный со штоком 59. Шток 59 связан с рычагом всере-жимного регулятора. Топливо к насосу подводится по трубопроводу, который крепится болтом поворотного ниппеля 36 к фланцу впуска.

Упругая шестерня, передающая вращение от кудачкового валика насоса водилу всережимного регулятора, монтируется на шлицах хвостовика. Упругая шестерня 60 состоит из ступицы 9 и венца 8, имеющих совместно обработанные четыре окна. В окна закладываются грибки и устанавливаются пружины с предварительным поджатием. Дисками 6, стянутыми болтами, грибки с пружинами фиксируются в окнах ступицы и венца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..