Особенности переключения реверса и режимов
тепловоза ТГМ6А
При переключении реверса и режимов нередко
шлицы движущейся поступательно муфты переключения не входят в пазы между
внутренними шлицами ступиц шестерен, а натыкаются своими торцами на
торцы внутренних шлицев. Это так называемое положение «зуб в зуб»
затрудняет или вообще делает невозможным переключение. Повторные попытки
переключения приводят к разбиванию шлицев и усугубляют положение. Не
помогает и выполнение шлицев со скосом и закруглением торцов. Чтобы
избежать такого явления, схема переключения работает таким образом, что
в момент переключения муфта слегка проворачивается и встретившиеся торцы
тут же расходятся, обеспечивая зацепление. Как же это происходит?
При нажатии кнопки переключения воздух из воздушной магистрали при
неподвижном тепловозе проходит через блокировочный клапан к цилиндру
фиксатора и поднимает фиксатор, выводя его из
пазов рейки 1 (см. рис. 66). При этом связанные с фиксатором конечные
выключатели размыкают цепь электропневмати-ческих вентилей, и сжатый
воздух перестает поступать к цилиндрам привода реверса и режимов.
Незафиксированный поршень 4 под действием пружины 12 возвращается в
нейтральное положение. Соответственно в нейтральное положение
устанавливается и управляемая им муфта переключения. Поскольку дизель
работает, насосные колеса гидроаппаратов вращаются. Хотя аппараты не
заполнены маслом, они, особенно гидромуфта, за счет находящегося в них
воздуха и паров масла имеют способность передавать незначительное
тяговое усилие. При нейтральном положении муфт реверса, а следовательно,
малом внешнем сопротивлении, под действием воздушного потока,
создаваемого насосным колесом, начинает вращаться турбинное колесо
гидромуфты и связанные с ней через шестерни шлицевые муфты. Но в самом
же начале вращения турбинного вала хвостовик блокировочного клапана
отклоняется, золотник выходит на упор, подача воздуха к фиксаторам
прекращается. Под действием пружин они опускаются, одновременно конечные
выключатели замыкают цепь пневмовентиля, уже подготовленную (собранную)
нажатием кнопки. Воздух через этот вентиль поступает в цилиндр и
передвигает поршень 4, ас ним и муфту переключения из нейтрального в
необходимое положение. А так как муфта перед этим начала поворачиваться,
то при встрече торцов шлицы тут же соскользнут и произойдет зацепление,
после чего турбинные колеса остановятся, так как преодолеть
сопротивление массы тепловоза им не под силу.
В случае непереключения реверса из-за неполадок или поломки
рекомендуется прежде всего выяснить место неисправности: в верхней
приводной части или внизу, т. е. в валах вторичном и реверса. Для этого
необходимо снять вертикальный нижний вал 32, для чего вывернуть штифт,
стопорящий полумуфту 31 и, потянув вниз, вывести ее из зацепления с
верхним валом; после этого вал 32 отвести в сторону и снять. Затем
следует произвести переключение и по положению выступающего над крышкой
сервоцилиндра шестигранника определить, передвигается ли поршень. Если
приводной механизм действует, значит, неисправность следует искать в
муфте переключения режимов.