(рис. 59) служит для передачи вращающего момента от дизеля на главный
вал и вал отбора мощности. Подшипниковые опоры, в которых вращается вал,
выполнены следующим образом: передняя состоит из шарикового и роликового
подшипников, задняя — из роликового подшипника.
Роликовые подшипники воспринимают радиальные нагрузки, а шариковый
подшипник 6, установленный в стакане с зазором, воспринимает только
осевую нагрузку. Его наружная обойма удерживается от проворота давлением
упорного бурта крышки 4. Смазка на подшипники подается из каналов
корпуса через отверстия в стакане и в проставном кольце между
подшипниками.
На вал насажен с гарантированным натягом блок шестерен 7 и 8. Посадка
блока производится с предварительным нагревом до 100— 140 °С. На
переднюю высту-пающую часть вала, имеющую конусную поверхность, насажен
также с гарантированным натягом методом масляной напрессовки фланец 1. В
УГП широко применяется посадка деталей с натягом на конусную
поверхность. При таком соединении охватывающая деталь (например,
шестерня) имеет отверстие с небольшой конусностью (1:50) и со средним
диаметром, меньшим, чем средний диаметр вала с той же конусностью. После
временного расширения отверстия путем нагрева или подачи масла под
большим давлением (1,5—2 тыс. кг/см2) в зону напрессовки охватывающая
деталь насаживается на вал и после остывания (или снятия давления)
прочно удерживается на нем. Такая посадка в зависимости от натяга может
передавать практически любое необходимое усилие. При этом соединение
легко разбирается путем масляной распрессовки Для этого специальным
прессом через отверстия в торце вала в зону сопряжения подается под
большим давлением масло Давлением масла отверстие расширяется, а
благодаря конусности поверхностей возникает горизонтальная составляющая
усилия от давления масла, которая сбрасывает деталь с вала.
Уплотнение вращающейся части приводного вала обеспечивается
отражательным кольцом и набивкой 3 из прографиченного асбеста,
размещенной между крышкой 4 и нажимной шайбой 2.