(рис. 62) предназначен для передачи мощности от главного вала на
раздаточный и для переключения режимов работы тепловоза. Название это
условное, так как вала как такового нет, а есть несколько шестерен,
вращающихся каждая в своих опорах и соединенных между собой шлицевыми
муфтами.
Шестерня 18 первой ступени снимает мощность с турбинного вала первого
ГТР, а шестерня 11 второй ступени — с турбинного вала второго ГТР и ГМ.
Как и в большинстве узлов гидропередачи, радиальные усилия
воспринимаются роликовыми подшипниками, а осевые усилия — шариковыми
подшипниками, установленными в стаканах с зазором. Внутренние обоймы
подшипников стопорятся в осевом направлении пружинными кольцами или
круглыми гайками со стопорными шайбами. Наружные обоймы застопорены либо
пружинными кольцами, либо крышками. Ступицы шестерен 11 и 18 соединены
между собой неподвижной шлицевой муфтой 15, наружные шлицы
которой входят во внутренние шлицы ступиц шестерен.
Так как вторичный вал расположен в верхнем картере гидропередачи,
заполненном маслом, для предотвращения перетекания масла из верхнего
картера в нижний подшипниковые узлы и неподвижная шлицевая муфта закрыты
кожухом 16, уплотненным резиновыми кольцами и гибкой пластиной
(мембраной). На одной оси с шестернями
11 и 18 расположены еще две шестерни: 4— поездного режима и 7—
маневрового режима, находящиеся в зацеплении с соответствующими
шестернями выходного (раздаточного) вала. Внутри полых ступиц шестерен 7
и 11 помещена муфта 8, имеющая по концам наружные шлицевые венцы. Один
из венцов находится в постоянном зацеплении с внутренними шлицами
шестерни И, второй — короткий — может находиться в нейтральном
положении, т. е. между ступицами шестерен 4 и 7, или быть введен в
зацепление с внутренними шлицами либо шестерни 4, либо шестерни 7 в
зависимости от выбранного режима. Для перемещения муфты 8 вдоль оси при
переключении режимов внутри нее на шариковых подшипниках установлен
валик 2, соединенный с системой рычагов механизма переключения,
размещенной внутри крышки 1. Смазка к подшипникам подводится из каналов
корпуса по трубке 22.