(рис. 71). В обеих кабинах тепловоза на
специальном кронштейне пульта управления установлены скоростемеры 1 типа
CЛ-2M. Привод к ним осуществляется от крайних (первой и шестой) осей
тележек.
К крышке правой буксы (по ходу тепловоза) прикреплен червячный редуктор
8, приводящийся от оси при помощи валика 9, соединенного через шарнир и
обгонную муфту с червяком. Телескопический вал 6, соединенный через
шарнир с валом червячной шестерни, передает вращение промежуточным
угловым (коническим) редукторам 4 и 5. От первого углового редуктора ко
второму и от него к скоростемеру вращение передается карданными валами 2
и 3. Дюритовый компенсатор 7, соединяющий телескопический вал 6 с его
вилкой, предохраняет привод от толчков и вибраций, передаваемых от
колесной пары.
Скоростемер CJI-2M показывает и регистрирует скорость тепловоза от 5 до
150 км/ч с точностью ±2 км/ч. Частота вращения ведущего валика
скоростемера при скорости тепловоза 150 км/ч — 15 об/мин. Загоранием
электрической лампочки показывается достижение предела скорости.
На диаграммной ленте фиксируются путь пробега локомотива в километрах,
скорость движения, суточное время в часах и минутах, расстояние пробега
и длительность остановки (до 24 ч), направление движения, характер и
продолжительность торможения, включение и выключение автостопа,
прекращение питания катушки автостопа.
Червячный редуктор (рис. 72) привода скоростемера с передаточным числом
1:10,5 прикреплен к крышке буксы тремя болтами М16. В корпусе редуктора,
отлитого из чугуна, вращается в однорядных шариковых подшипниках 205
червяк 5 и червячное колесо 2. Червяк изготовлен из стали марки 38ХС
(ГОСТ 4543—71) с последующей термообработкой до твердости НВ 255-^302.
Вал червячного колеса изготовлен из стали марки 45 (ГОСТ 1050—74). На
конце червяка штифтом 9 закреплен валик 11, квадратный хвостовик
которого вставлен во втулку 10, соединенную с осью колесной пары. Для
уменьшения износа и увеличения срока службы редуктора, скоростемера и
его привода между червяком 5 и валиком 11 вмонтирован специальный
отключатель привода (обгонная муфта 4). Отключатель привода состоит из
ступицы 8, выполненной в виде храпового колеса с четырьмя зубцами,
обоймы
6 и четырех роликов 7 (по числу зубцов). Ступица и обойма соединены при
помощи штифтов 3 и 9 соответственно с четырехгранным валиком 11 и
хвостовиком червяка 5.
Отключатель привода скоростемера работает следующим образом.
При движении тепловоза передней кабиной привод скоростемера включен, так
как ролик заклинивается между ступицей и обоймой и передает вращение от
валика 11 к червяку (см. рис. 72, I). В то же время привод скоростемера
задней кабины отключен (см. рис. 72, II), так как при обратном вращении
ступицы ролик не заклинивается и вращение от ступицы к червяку не
передается. При движении тепловоза задней кабиной соответственно
отключается скоростемер передней кабины.
При необходимости одновременного включения
скоростемеров обеих кабин (при движении передней кабиной) следует
соединить при помощи ролика 7 (см. рис. 72, III) напрямую ступицу и
хвостовик червяка.
В корпус червячного редуктора заливают автотракторное масло АК-Ю или
АСп-10 (ГОСТ 1862—63). Полости в корпусе подшипников заполняют смазкой
ЖРО (ТУ 32 ЦТ-520—73). Шарнирные звенья карданов также заполняют смазкой
ЖРО. При профилактическом осмотре проверяется уровень смазки, который
должен быть у червячного редуктора не менее 5 мм от кромки заливочного
отверстия. В телескопические и карданные валы добавляют 30—40 г смазки,
а в каждую масленку шарниров по 5—10 г смазки. В промежуточные
конические редукторы смазку добавляют через один профилактический
осмотр.