На литом чугунном корпусе 1 закреплены (рис.
177) на шпильках шесть чугунных оребренных цилиндров 6 и 24,
расположенных в два ряда под углом 90° друг к другу. Передняя часть
корпуса закрыта крышкой, в которой установлен один из подшипников
коленчатого вала, а на боковых стенках корпуса закреплены крышки,
закрывающие люки (для доступа к внутренним деталям). На задней стенке, в
которой установлен второй подшипник коленчатого вала, закреплены на
шпильках масляный насос 22 и сапун 25.
В корпусе расположен стальной штампованный коленчатый вал 17,
вращающийся на трех шариковых подшипниках. В переднем торце вала
запрессована втулка 20 с квадрат-282
ным отверстием для привода масляного насоса, а внутри вала выполнена
система каналов для прохода смазки от масляного насоса к шатунным шейкам
вала.
На каждой шатунной шейке коленчатого вала закреплены две
шатунно-поршневые группы 23 и 4: первая — для цилиндра низкого давления
(ц. н. д.), вторая — для цилиндра высокого давления (ц. в. д.). К
верхним фланцам цилиндров на шпильках прикреплены клапанные коробки ц.
н. д. 11 и ц. в. д. 8. Пластинчатый клапан 7 прижат к клапанной плите
двумя пластинчатыми пружинами.
На клапанных коробках ц. н. д. размещены воздушные фильтры 21, в
качестве фильтрующих элементов в которых служит капроновая набивка, и
предохранительные клапаны 10. Нагнетающие патрубки ц. в. д. объединены
общим нагнетающим коллектором 5.
В развале цилиндров установлены трубчатые холодильники 9, которые
обдуваются (как и сами цилиндры) вентилятором 12, закреплен-
ным в кронштейне на переднем торце компрессора.
Шестнлопастная крыльчатка вентилятора защищена предохранительным кожухом
16 и вращается на двух шариковых подшипниках. Вращение вентилятора
осуществляется посредством клинового ремня от шкнва, выполненного на
ведомой полумуфте привода компрессора.
Шатунно-поршевые группы компрессора имеют одинаковые шатуны 6 (рис.
178). В нижней разъемной головке шатуна установлены два
стальных тонкостенных вкладыша с баббитовой заливкой. Съемная часть 8
головки соединена с верхней частью шатуна двумя шатунными болтами 7. В
верхней головке шатуна запрессована бронзовая втулка 9, имеющая, как и
сама головка, сверление для прохода смазки к поршневому пальцу 3.
Поршнн 1 ц. н. д. выполнены из алюминия, а поршнн ц. в. д.— нз чугуна.
На каждом поршне установлены По четыре поршневых кольца, два верхних -
компрессионные 2,
два нижних — маслосъемные 5. Маслосъемные кольца
устанавливают острыми кромками в сторону нижней части поршня.
Масляный насос (рис. 179) состоит из крышки 1,
корпуса 2 и фланца 3, соединенных четырьмя шпильками и центрируемых
двумя штифтами, валика 4 и лопастной системы. В пазы валика 4,
вращающегося в двух бронзовых втулках, вставлены две лопастн 7,
разжимающиеся пружиной 5. Лопастн упираются в расточку в корпусе,
которая выполнена эксцентрично относительно оси валика. В крышку ввернут
шариковый редукционный клапан 8.
В момент прохождения лопасти мимо выфрезованной полости Е (и удаления от
этой полости) в радиальном зазоре между корпусом и валиком за лопастью
происходит разрежение. Вследствие этого в полость Е из картера
компрессора засасывается масло, которое поступает по трубке, соединяющей
эту полость с масляным фильтром в картере. Вторая лопасть захватывает
масло нз полости Е и проталкивает его через уменьшающийся радиальный
зазор (между корпусом и валиком) в полость Б, откуда масло под давлением
поступает по каналам к манометру и одновременно к редукционному клапану
и в полость валика
4, соединяющуюся с каналами в коленчатом валу.
Клапан предохранительный (рнс. 180) состоит из корпуса 5, клапана
4, пружины 2, шайб центрирующих
3 и крышки 1. Регулировку клапана производят на стенде на давление
(0,34±0,01) МПа [(3,4±0,1) кгс/см2]. После регулировки клапан
пломбируют. При проверке на стенде плотности прнтнрки к клапану подводят
воздух давлением 0,4 МПа (4 кгс/см2) от резервуара вместимостью 10 л.
Падение давления в резервуаре не должно быть более 0,01 МПа (0,1
кгс/см2) в течение
2 мин.
Работает компрессор следующим образом. Вращение коленчатого вала
компрессора преобразуется в воз-вратио-поступательное движение поршней.
При движении поршней ц. н. д. вниз воздух всасывается через воздушные
фильтры и всасывающие клапаны в полости над поршнем. При движении
поршней ц. н. д. вверх воздух в цилиндрах сжимается и через
нагнетательные клапаны и трубчатый холодильник поступает в полость над
движущимися в это время вннз поршнями ц. в. д. Сжатый в ц. в. д. воздух
при движении поршней вверх выталкивается через нагнетательные клапаны в
коллектор. Таким образом происходит работа в каждой паре цилиндров, но
со смещением по времени, так как каждая шатунная шейка коленчатого вала
смещена относительно соседней на 120°.
Система смазки компрессора комбинированная. Шатунные шейки коленчатого
вала смазываются под давлением, а остальные детали — разбрызгиванием, т.
е. масляным туманом, который создается в картере при работе компрессора.
Для очистки масла, поступающего в масляный насос, в картере компрессора
установлен сетчатый фильтр, а для контроля давления в системе смазки
имеется манометр. Для устранения колебания его стрелки перед манометром
выполнено отверстие диаметром 0,5 мм и установлен разобщительный краник.
Нормальное поло-жение краника — закрытое. Заправку масла в корпус
компрессора производят через отверстие, в которое ввернута пробка с
маслоуказателем, а слив масла из корпуса — через отверстие, закрываемое
пробкой.
Уровень масла проверяют маслоуказателем при
завернутом его положении.
Подшипники вентилятора смазываются консистентной смазкой через масленку.