ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ВОЗДУХОПЕННАЯ УСТАНОВКА
ТЕПЛОВОЗА ТЭМ7
Технические данные
Тип воздухопенная, с генератором высокократной
пены, с автоматической сигнализацией о возникновении пожара
Объем резервуара, л ...160
Время действия установки, мин около.........3
Огнегасящий состав..............150,4 л воды; 9,6 л
пенообразователя ПО-1 (ГОСТ 6948—70)
Тип извещателя...... термоконгакт типа ИПЛ
Количество извещателей ..25
Температура срабатывания, К (°С)....378 (105)
Тепловоз ТЭМ7 оборудован системой извещения о возникновении пожара.
Датчики этой системы установлены по всему машинному отделению, в
высоковольтной камере и в аккумуляторном помещении. При возникновении
пожара в кабине раздается сигнал, на пульте загорается надпись «Пожар
1с» или «Пожар Пс».
Для тушения пожара, как на самом тепловозе, так и на ряде расположенных
объектов, кроме трех огнетушителей, установленных в кабине и кузове
аккумуляторов, тепловоз оборудован противопожарной воздухопенной
установкой (рис. 171). Резервуар 3 с пенообразующим раствором установлен
в машинном отделении в районе ЦВС, а остальное оборудование размещено в
шкафу, расположенном в дверном проеме
слева от вентиляторной установки ЦВС, вблизи двери
кабины машиниста.
Для приведения установки в действие следует открыть разобщительный кран
1, вынуть генератор пены из держателя, размотать рукав. Приблизившись к
очагу пожара, открыть кран 4(2) на генераторе пены. Принцип действия
противопожарной установки заключается в том, что водный раствор
пенообразователя под давлением подается в генератор пены, где
механически перемешивается с эжектируемым из атмосферы воздухом и
образует пену.
Объем пены превышает объем раствора, из которого образуется пена,
примерно в 80 раз. Время непрерывной работы системы около 3 мин. Емкость
резервуара 160 л. Длина рукава 16 м.
После ликвидации пожара закрывают пусковой кран, сливают оставшийся
раствор из рукава, закрывают кран на генераторе, укладывают и закрепляют
генератор.
Для слива жидкости и продувки рукава нужно перекрыть кран 4(1) и открыть
краны 4(2) и 7.
По прибытии в депо производят дозаправку установки следующим
образом. Приготавливают раствор, который должен состоять из 6 %
пенообразователя и 94% воды. Раствор приготавливают в отдельной чистой
емкости. Тщательно перемешав, готовый раствор заливают при помощи лейки
с сеткой в резервуар до верхней риски щупа, закрепленного в пробке
заправочной горловины. Предварительно необходимо перекрыть кран 1.
При отсутствии емкости и при замене жидкости резервуар сначала
заправляют водой в количестве 150,4 л, затем пенообразователем —
9,6 л. Пенообразователь и воду необходимо тщательно перемешать.
После заправки обязательно произвести кратковременную (в течение
10 с) пробу работы установки, затем продувку рукава и трубопровода, как
указывалось выше. После этого ручки кранов необходимо установить в
исходное положение: кран 4(1) —открыть, краны 1, 4(2), 7 — закрыть. Все
краны, кроме крана 4(2), запломбировать.
Перед промывкой, включив установку, сливают раствор через генератор
пены. Затем закрывают краны
1, 4(2) и 7; открыв пробку-щуп, заправляют резервуар горячей водой
и, включив систему, как при тушении пожара, сливают воду через генератор
пены. После этого производят продувку труб и рукава и устанавливают
ручки кранов в исходное положение.
При отсутствии давления в воздушной системе тепловоза сливают раствор из
резервуара через шариковый сливной клапан 8. Для этого необходимо
отвернуть заглушку на сливном клапане, ввернуть в него наконечник
рукава, который имеется в ЗИПе тепловоза, вывести второй конец рукава из
кузова и слить раствор.