КОМПРЕССОРЫ (ВУ 3,5) ТЕПЛОВОЗА ТЭМ7

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТЭМ7 (Г. С. Меликджанов) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   210  211  212  213  214  215  216  217  218 

 

 

КОМПРЕССОРЫ (ВУ 3,5) ТЕПЛОВОЗА ТЭМ7



Компрессор ВУ 3,5 — кривошипно-шатунный двухцилиндровый двухступенчатого сжатия с тронковыми поршнями с V-образным расположением цилиндров при угле развала 90°.

В развале цилиндров расположен холодильник для охлаждения воздуха, сжатого в первой ступени.

Компрессоры изготавливаются левого и правого вращения. Отличаются конструкцией вентилятора и системой подвода и отвода трубок маслопровода к шестеренчатому насосу. При замене компрессора необходимо обратить внимание на стрелку — указатель направления вращения, прикрепленную к корпусу компрессора со стороны приводного конца коленчатого вала. На тепловозе применены компрессоры правого вращения.

Узлы и детали компрессора монтируют в корпусе 1 (рис. 172), отлитом из серого чугуна и представляющем собой жесткую конструкцию коробчатого типа с четырьмя опорными лапами для крепления компрессора к раме.

 

 

 

 

 

Рис. 172. Компрессор ВУ 3,5/9-1450:
1—корпус; 2, 26—крышки; 3—противовес; 4—воздухоочиститель; 5—прокладка регулировочная; 6—шатун; 7—поршень; 8—кольцо маслосъемное; 9—кольцо компрессионное; 10—коробка клапанная;
11, 12—клапанные плиты; 13—клапанные пластины; 14—цилиндры; 15, 18—трубы; 16—лента; 17—холодильник; 19—палец; 20—втулка; 21—клапан предохранительный; 22—болт; 23—коленчатый вал; 24— радиальный шариковый подшипник; 25—устройство регулирования производительности; 27—электроподогреватель; В—всасывающая полость; Я—нагнетательная полость

 

 



В передней (со стороны привода) торцовой стенке корпуса имеется расточка, в которой располагается радиальный однорядный шариковый подшипник № 413 коленчатого вала.

В задней стенке — расточка, через которую устанавливают коленчатый вал с крышкой -и вторым подшипником № 413. На верхних наклонных поверхностях корпуса установлены цилиндры первой и второй ступеней.

По бокам корпус имеет люки, закрываемые крышками 2 и 26. Корпус одновременно является резервуаром для смазки. Для подогрева масла в зимнее время в нижней
 

части корпуса установлен электроподогреватель.

Коленчатый вал — стальной двухопорный одноколенный. Коленвал имеет два противовеса 3, прикрепленных к щекам. Для подвода смазки к шатунным подшипникам в валу выполнены сверления. Вал в местах выхода из корпуса в сборе уплотнен резиновыми манжетами. Со стороны электродвигателя на конец коленвала насаживается ведомая полумуфта втулочно-пальцевой муфты привода, с противоположной стороны — шестерня привода насоса смазки и шкив привода вентилятора.

С коленвалом соединена шатунно-поршневая группа, состоящая из шатунов 6, поршней 7, поршневых колец 8 и 9, поршневых пальцев, шатунных болтов. Шатуны стальные двутаврового сечения соединены с поршнями пальцами 19 через бронзовые втулки 20, которые запрессованы в головку шатуна. Нижняя головка шатуна — разрезная с баббитовой заливкой, стянута шатунными болтами 22 и имеет набор прокладок 5 для регулировки зазора в подшипнике. В качестве материала для заливки поверхностей кривошипной головки шатуна применяется баббит.

Тронковые поршни имеют тонкие стенки, усиленные ребрами. Поршень первой ступени диаметром 190 мм отлит из алюминиевого сплава, поршень второй ступени диаметром 110 мм — из чугуна. В две верхние канавки поршней вставлены компрессионные, а в две нижние — маслосъемные кольца.

Поршневые пальцы плавающего типа могут свободно вращаться во втулке шатуна и в бобышках поршня. От осевого перемещения пальцы фиксируются стопорными кольцами.

Поршни перемещаются в цилин-драх. Цилиндры выполнены литыми из чугуна. Они отлиты с достаточно толстыми стенками, благодаря чему их можно растачивать для запрессовки втулок при ремонте. Наружная поверхность цилиндров для улучшения теплоотдачи значительно увеличена за счет тонких ребер, полученных при литье.

Цилиндры закрыты клапанными коробками 10. Внутренняя часть клапанных крышек разделена перего-278
родкой на две полости: всасывающую В и нагнетательную Я.

Всасывающие и нагнетательные клапаны компрессоров — самодействующие, т. е. они открываются и закрываются под действием разности давлений с двух сторон подвижной части клапана. Самопружинящие клапанные пластины 13 посекционно установлены между клапанными плитами 11 и 12. Одна пара клапанных плит в сборе объединяет располо-женные посекционно в специальных углублениях пластины всасывающих и нагнетательных клапанов данного цилиндра.

Пластины всасывающих клапанов утоплены в гнездах нижней плиты 11, нагнетательных — в гнездах верхней плиты 12. Прогиб и подъем пластин ограничены сферической поверхностью гнезда, радиус которой соответствует радиусу изгиба пластин. В верхней части компрессора под вентилятором установлен сапун, который служит для предотвращения внутри корпуса компрессора избыточного давления. Сапун представляет собой трубу, в верхней части которой размещен клапан, а нижняя часть оканчивается фланцем, посредством которого сапун крепится к задней крышке компрессора.

Для снижения общей теплона-пряженности компрессора цилиндры и клапанные крышки имеют развитую за счет оребрения поверхность, которая охлаждается воздухом, подаваемым осевым вентилятором. В расположенном между цилиндрами барабанно-петлевом холодильнике

17 сжатый в первой ступени воздух охлаждается, чем достигается общее снижение температуры вырабатываемого компрессором сжатого воздуха. Из нижней части холодильника специальной трубкой с краником предусмотрен отвод конденсата. Обдувающий холодильник вентилятор приводится через клиновой ремень от коленчатого вала. Натяжение ремня регулируют эксцентриковым механизмом (рис. 173), совмещенным с направляющим аппаратом. Воздух, засасываемый компрессором, очищается в инерционно-масляном двойной очистки воздухоочистителе, состоящем из корпуса с фильтрующим элементом и поддона, в который налито масло.

Рабочий цикл — всасывание и нагнетание — осуществляется за один оборот коленчатого вала. При движении поршня 7 (см. рис. 172) вниз в цилиндре низкого давления возникает разрежение. Вследствие
этого откроется всасывающий клапан, и наружный воздух, пройдя воздухоочиститель, поступит в цилиндр. При движении поршня вверх всасывающий клапан закрывается, воздух в цилиндре, сжимаясь до 0,35 МПа (3,5 кгс/см2), открывает нагнетательный клапан и по трубе 15 поступает в холодильник 17. Из холодильника воздух по трубе

18 через всасывающий клапан поступает в цилиндр высокого давления, где сжимается до давления 0,9 МПа (9 кгс/см2), а затем через нагнетательный и обратный клапаны поступает в главные резервуары.

При включении компрессора для облегчения его разгона открывается на некоторое время клапан холостого хода 3 (рис. 174) путем подачи по сигналу регулятора давления АК-11Б сжатого воздуха под поршень 4 (см. рис. 177).

Обратный клапан 2 в это время перекрывает выход воздуха из главных резервуаров. Электродвигатель вращает коленвал компрессора до достижения в главных резервуа-pax давления (0,9 ±0,02) МПа [(9±0,2) кгс/см2]. При остановке компрессора обратный клапан снова перекрывает выход воздуха из главных резервуаров. При снижении давления в главных резервуарах до (0,75±0,02) МПа [(7,5±0,2) кгс/см2] регулятор давления подает сигнал на включение электродвигателя и открытие на время разгона клапана холостого хода.

Смазка трущихся деталей в компрессоре осуществляется комбинированным способом — цилиндры и подшипники коленчатого вала смазываются маслом, разбрызгиваемым при вращении коленвала; к разъемным шатунным подшипникам и верхним головкам шатунов масло поступает под давлением от шестеренчатого насоса 8 (рис. 175).

Система смазки, кроме шестеренчатого насоса, состоит из всасывающего фильтра 10, расположенного в картере компрессора, трубопроводов, фильтра грубой очистки масла

6, регулировочного клапана 5. Центробежная очистка масла происходит в полости шатунной шейки коленвала. Масло в компрессор заправляется через расположенную с левой стороны заливочную горловину, закрываемую пробкой 11 с щупом 12. Спуск отработанного масла производится через расположенное с правой стороны компрессора отверстие, закрываемое на тепловозе клапаном со сливной трубкой.

Для нормальной работы компрессора необходимо, чтобы давление в масляной системе было в пределах 0,15—0,25 МПа (1,5—2,5 кгс/см2). Регулировка давления производится регулировочным клапаном 5 при включенном компрессоре по манометру 4. Краник 3 перед манометром открывают для проверки величины давления. В остальное время работы компрессора краник должен быть закрыт. При падении давления масла в системе ниже 0,08 МПа (0,8 кгс/см2) на пульте управления загорается сигнальная лампа — понижение давления масла 1-го (левого) или 2-го (правого) компрессора,
цепь которой замыкается датчиком, расположенным на компрессоре.

Между ступенями компрессора установлен предохранительный клапан. При поломке всасывающего клапана ступени высокого давления он срабатывает. Второй предохранительный клапан ставят на выходе из компрессора, после обратного клапана.

 

 

 

 

Рис 173 Схема регулирования натяжения ремня привода вентилятора компрессора: 1, 3— шкивы ведущий и ведомый, 2—ремень клиновой, 4—лента

 

 

 

 

 

Рис. 174. Схема устройства регулирования производительности компрессора: 1—патрубок; 2, 3—клапаны обратный и холостого хода

 

 

 

 

 

Рис. 175. Схема смазки компрессора ВУ 3,5/9-1450;
1—коленчатый вал; 2—сапун; 3—кран; 4—манометр; 5—регулировочный клапан; 6—фильтр; 7—клапан редукционный; 8—насос масляный; 9—картер; 10— фильтр всасывающий, 11—пробка; 12—маслоуказатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   210  211  212  213  214  215  216  217  218