Токи наибольшей величины длительное время проходят
в силовой цепи тепловоза, которая соединяет тяговый генератор с тяговыми
электродвигателями. Здесь устанавливают наиболее мощные контакторы. Для
обеспечения требуемого нажатия контактов потребовался бы слишком
громоздкий электромагнитный привод. Поэтому контакторы силовой цепи на
тепловозах ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭЗ, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, ТЭП60 и др. снабжены
электропневматическим приводом. Такие контакторы получили название
электропневматических или просто пневматических (рис. 192).
Пневматический привод контактора состоит из воздушного цилиндра, в
котором находится шток с поршнем. Доступом сжатого воздуха в цилиндр
управляет электромагнитный вентиль. При прохождении тока через катушку
вентиль срабатывает и открывает доступ воздуха из воздушной магистрали в
цилиндр. Шток поворачивает рычаг контактора вокруг оси. Силовые контакты
контактора замыкаются. Притирание контактов создается их пружиной.
Провода цепи присоединяются к силовым выводам. Цепь замыкается через
гибкий шунт, подвижный и неподвижный контакты, дугогасительную катушку и
вывод катушки, являющийся вторым силовым выводом. При прекращении
питания током катушки электромагнитного вентиля воздушный цилиндр
контактора сообщается с атмосферой, и пружина быстро перемещает поршень
вправо, контактор выключается.
Неподвижные блокировочные контакты в виде стальных упругих пластин
закреплены на изоляционной колодке. Провода каждой цепи управления
подводятся к двум неподвижным блокировочным контактам. Замыкание
цепи происходит с помощью медной пластинки, укрепленной на текстолитовой
колодке. При включении контактора колодка перемещается вместе с рычагом.
Электропневматический контактор тепловозов 2ТЭ10Л и 2ТЭ10В рассчитан на
длительный ток 830 А и
максимальный кратковременный ток до 1350 А.
Рис, 192, Электропневматический контактор: а —
общий вид; б — привод контактора