ЩЕЛОЧНОЙ АККУМУЛЯТОР (ТЕПЛОВОЗА)

  Главная      Учебники - Тепловозы     Как устроен и работает тепловоз. 3-е издание (В.А. Дробинский, П.М. Егунов ) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  .. 

 

 

 

ЩЕЛОЧНОЙ АККУМУЛЯТОР (ТЕПЛОВОЗА)



Щелочной аккумулятор состоит из стального никелированного сосуда, блоков положительных и отрицательных пластин (рис. 184) и электролита. В качестве электролита для этих

аккумуляторов применяется раствор щелочи — едкого кали КОН в дистиллированной воде.

Пластины аккумулятора изготовлены в виде пакетов из тонкой никелированной стали и заполнены активной массой. Стенки пакетов имеют большое количество отверстий (перфорированные) для лучшего соприкосновения активной массы с электролитом. Как и в кислотных аккумуляторах, отрицательные пластины вставлены между положительными и отделены одна от другой сепараторами. В зависимости от состава активной массы отрицательных пластин щелочные аккумуляторы разделяют на два типа: железоникелевые и кадмиево-никелевые.

 

 

 

Рис. 184. Пластины щелочного аккумулятора

 



В незаряженном состоянии активная масса положительных пластин состоит из гидрата закиси никеля Ni(OH)2 с примесью мелкого графита, а активная масса отрицательных пластин—из гидрата закиси железа Ре(ОН)2 в железоникелевом аккумуляторе или гидрата закиси кадмия Cd(OH)2 с примесью гидрата закиси железа в кадмиевоникелевом аккумуляторе. В процессе заряда аккумулятора происходит окисление активной массы положительных пластин, гидрат закиси никеля переходит в гидрат окиси никеля Ni(OH)3. Активная масса отрицательных пластин восстанавливается в виде порошкового (губчатого) железа Fe или смеси кадмия Cd и железа в губчатом состоянии.

При разряде аккумулятора происходит переход к первоначальному составу пластин: активная масса положительных пластин превращается

в гидрат закиси никеля Ni(OH)2, а активная масса отрицательных пластин окисляется соответственно в гидрат закиси железа Fe(OH)2 или гидраты закиси кадмия Cd(OH)2 и железа Fe(OH)2.

Обобщенное уравнение электрохимических реакций при разряде и заряде железоникелевого аккумулятора может быть представлено в следующей форме:

 

Из этого уравнения легко видеть, что при работе щелочного аккумулятора изменяется лишь химический состав его пластин. Концентрация же электролита остается неизменной, так как не происходит образования воды (в отличие от процесса разряда кислотного аккумулятора). Аналогичный вид имеет и обобщенное уравнение

электрохимических реакций в кадмиевоникелевом аккумуляторе.

Для полного использования отрицательных пластин положительные пластины щелочного аккумулятора должны содержать в два раза больше активной массы. Поэтому пакеты с активной массой положительных пластин делаются толще, чем отрицательных, и положительных пластин в аккумуляторе устанавливают на одну больше.

При заряде напряжение аккумулятора вначале быстро возрастает до
1,6 В, а затем увеличивается до 1,8— 1,85 В в конце заряда. Полностью заряженный аккумулятор после отключения от источника тока имеет э. д. с., равную примерно 1,45 В, т. е. значительно ниже, чем у кислотного аккумулятора. Вследствие более высокого внутреннего сопротивления щелочного аккумулятора его напряжение при разряде составляет 1,3—1,1 В. При напряжении аккумулятора 1 —
1.1 В разряд следует прекратить.

Щелочные аккумуляторы имеют

ряд преимуществ перед кислотными: большая механическая прочность, меньшая чувствительность к значительным разрядным токам, длительный срок службы и более простое обслуживание. Недостатками щелочных аккумуляторов являются низкие коэффициенты отдачи по емкости (70 — 71 %) и по энергии (55—60 %), малое напряжение элемента (в среднем

1.2 В вместо 2 В у кислотного аккумулятора) и повышенные габаритные размеры и масса. Кроме того, при низких наружных температурах, если не утеплить щелочные аккумуляторы, то их емкость резко снижается.
Электродвижущая сила одного кислотного или щелочного аккумулятора и, следовательно, отдаваемая им мощность весьма малы. Поэтому на

тепловозах устанавливаются аккумуляторные батареи, состоящие из многих аккумуляторов, соединенных по определенной схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..