Электрические аппараты тепловоза предназначены для дистанционного или
автоматического управления агрегатами локомотива (дизелем, тяговым
генератором, вспомогательными машинами и т. д.), контроля за их работой
и защиты от недопустимых режимов работы, а также для освещения, световой
и звуковой сигнализации и т. д.
Тепловозная электрическая аппаратура, как и другое оборудование,
работает в очень тяжелых условиях, подвергаясь тряске, загрязнениям,
воздействию наружных температур, изменяющихся в широких пределах. Порча
даже одного небольшого аппарата может вызвать прекращение работы всего
тепловоза. Поэтому конструкция аппаратов обеспечивает высокую их
надежность; для предохранения от коррозии детали окрашивают стойкими
эмалями или покрывают оловом (лудят), оцинковывают. Наиболее точные и
чувствительные аппараты устанавливают на амортизаторах и закрывают
защитными кожухами. В эксплуатации за электрической аппаратурой
необходимо тщательно ухаживать. Опыт работы тепловозов по» казал, что
при рациональной конст-
рукции, надлежащем уходе и ремонте аппаратура служит очень надежно.
Один из самых простых способов управления электрической цепью состоит в
ее замыкании и размыкании. Например, когда нужно включить электрическую
лампу, мы замыкаем ее электрическую цепь с помощью выключателя, Если
освещение уже не нужно, то достаточно разомкнуть цепь выключателем, и
лампа погаснет. Операции по замыканию и размыканию электрических цепей,
переключению проводников или изменению направления тока получили
название коммутации, а устройства, выполняющие эти операции, —
коммутационных аппаратов.
На тепловозе замыкание и размыкание электрических цепей, в которых
проходят значительные токи, осуществляются с помощью контакторов.
Важнейшей частью контактора являются его силовые (главные) контакты
(рис. 189). Один из них закрепляется неподвижно, а другой
устанавливается на держателе, который может поворачиваться вокруг оси. С
помощью этих двух контактов непосредственно и производится замыкание и
размыкание цепи тока. Управление контакторами осуществляется на
расстоянии, поэтому необходим специаль-ный привод для замыкания и
размыкания контактов.
Если по катушке контактора пропустить ток, то возникающий магнитный
поток создает усилие, достаточное для притяжения якоря к сердечнику
катушки. Подвижный силовой контакт будет прижат к неподвижному до тех
пор, пока по катушке проходит ток.
При размыкании силовых контактов между ними возникает электрическая дуга
— мощный разряд электричества в воздухе. Температура электрической дуги
достигает многих тысяч градусов, выделяется большое количество тепла,
Дуга может расплавить контакты. Чтобы избежать повреждения контактов и
других частей контактора, дуга должна быть быстро погашена. Поэтому
контактор оборудован специальными дугогасительными устройствами. Часто
контакторы, кроме замыкания основной цепи, должны управлять и
вспомогательными цепями. Для этого контактор снабжается дополнительными
небольшими контактами, называемыми блокировочными (блок-контактами).
Таким образом, контактор представляет собой электрический аппарат с
дистанционным приводом, предназначенный для повторных замыканий и
размыканий электрических цепей под нагрузкой. В зависимости от типа
привода контакторы подразделяются на электромагнитные и
элек-тропневматические.