содержание ..
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69 70
..
Архитектура станций
метрополитенов
Особенности архитектуры и строительства
Ташкентского метрополитена
Неповторимы станции Ташкентского метро.
Архитектурно-художественное и монументально-скульптурное оформление
учитывает традиции национального зодчества, использует традиционные
восточные орнаменты и изделия из
керамики и чеканки по металлу. Но не только своими красотами
привлекателен этот метрополитен страны. Здесь впервые в практике
проектирования и строительства отечественного метро были применены
оригинальные проектные решения в технологии метростроения.
В Ташкенте было использовано адиабатическое
охлаждение и увлажнение воздуха в системе основной вентиляции. Учитывая
климатический фактор, внедрены высокопроизводительные самоочищающиеся
фильтры ВСФ-300, что позволило в летнее время очищать воздух, подаваемый
на станции и в тоннель от пыли, увлажнять и понижать его температуру с
40 до 25 °С. Тем самым созданы комфортабельные условия для пассажиров в
самые знойные дни. Надо заметить, что конструкция противо-дутьевой
вентиляционной сбойки выполнена односводчатой с уменьшением длины вдвое
и сохранением объема разрядки воздуха.
При проводке тоннелей открытым способом применена цельносекционная
обделка, состоящая из укрупненных сейсмостойких элементов, размер блока—
1,5 м в ширину.
Впервые в условиях высокой сейсмичности на перегоне между станциями
Пахтакор и Площадь В. И. Ленина использована обделка, обжатая в породу с
помощью блокоукладчика, оборудованного оконтуривающим устройством.
В конструкциях перегонных тоннелей закрытого способа производства работ
с обделкой из сборных элементов внедрены клиновидные железобетонные
блоки и антисейсмические узлы. Они обеспечивают гибкость конструкции
обделки при землетрясениях.
Много прогрессивных решений, отличающихся новизной и оригинальностью
воплощено при сооружении второй очереди Чиланзарской линии. Впервые в
практике отечественного метростроения разработана и использована
сейсмостойкая конструкция пешеходных тоннелей из объемных
цельносекционных железобетонных блоков. Отработана и внедрена
конструкция и технология сооружения лотка колонной станции Пушкинская из
укрупненных сейсмостойких железобетонных блоков. Сборнодекоративный
подвесной потолок этой станции изготовлен из цементно-песчаных блоков.
Использованы сборные железобетонные купола диаметром 5 м при сооружении
монолитной односводчатой станции М. Горького. На станции X. Алимджана
одновременно с сооружением монолитного свода выполнены
архитектурно-художественные арки из бетонных блоков со стекло-смальтой и
готовой лицевой поверхностью.
Большой интерес представляют собой новшества, примененные на
Узбекистанской линии. На станции Айбек разработаны и внедрены новые
сейсмостойкие железобетонные секции из крупноразмерных объемных
элементов. Они позволили обеспечить высокий уровень индустриализации и
механизации работ, снизить на 30% трудовые затраты, сократить в полтора
раза сроки возведения. Примененная в технологии строительства стендовая
изоляция цельносекционной обделки позволила увеличить производительность
труда на изоляционных работах втрое при повышении качества.
Впервые в практике метростроения разработан и
внедрен роторный увлажнитель воздуха в станционной вентиляционной
камере. Использована конструкция совмещенной венткамеры и вентиляционной
сбойки.
При сооружении станции Ташкент сделано перекрытие платформы из сборных
железобетонных плит с готовым архитектурным оформлением кессонной части.
При строительстве перегонных тоннелей открытым способом использован
новый механизированный щит КМО 2Х 5. Он позволил вести монтаж блоков ЦСО
в котловане с вертикальными стенками без предварительного крепления.
Много новшеств используется в организации движения Ташкентского
метрополитена. В качестве основной применена система автоматического
регулирования скорости (АРС), рассчитанная на пропуск 40 пар
пятивагонных составов в час пик. Узбекистанская линия оборудована
диспетчерской централизацией с применением бесконтактных
быстродействующих устройств телемеханики.
содержание ..
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69 70
..
|