Особенности архитектуры и строительства Ташкентского метрополитена

  Главная       Учебники - Метро      Метрополитены (Калиничев В.П.) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

Архитектура станций метрополитенов

 

 

Особенности архитектуры и строительства Ташкентского метрополитена

 

 Неповторимы станции Ташкентского метро. Архитектурно-художественное и монументально-скульптурное оформление учитывает традиции национального зодчества, использует традиционные восточные орнаменты и изделия из

керамики и чеканки по металлу. Но не только своими красотами привлекателен этот метрополитен страны. Здесь впервые в практике проектирования и строительства отечественного метро были применены оригинальные проектные решения в технологии метростроения.
 

В Ташкенте было использовано адиабатическое охлаждение и увлажнение воздуха в системе основной вентиляции. Учитывая климатический фактор, внедрены высокопроизводительные самоочищающиеся фильтры ВСФ-300, что позволило в летнее время очищать воздух, подаваемый на станции и в тоннель от пыли, увлажнять и понижать его температуру с 40 до 25 °С. Тем самым созданы комфортабельные условия для пассажиров в самые знойные дни. Надо заметить, что конструкция противо-дутьевой вентиляционной сбойки выполнена односводчатой с уменьшением длины вдвое и сохранением объема разрядки воздуха.

При проводке тоннелей открытым способом применена цельносекционная обделка, состоящая из укрупненных сейсмостойких элементов, размер блока— 1,5 м в ширину.

Впервые в условиях высокой сейсмичности на перегоне между станциями Пахтакор и Площадь В. И. Ленина использована обделка, обжатая в породу с помощью блокоукладчика, оборудованного оконтуривающим устройством.

В конструкциях перегонных тоннелей закрытого способа производства работ с обделкой из сборных элементов внедрены клиновидные железобетонные блоки и антисейсмические узлы. Они обеспечивают гибкость конструкции обделки при землетрясениях.

Много прогрессивных решений, отличающихся новизной и оригинальностью воплощено при сооружении второй очереди Чиланзарской линии. Впервые в практике отечественного метростроения разработана и использована сейсмостойкая конструкция пешеходных тоннелей из объемных цельносекционных железобетонных блоков. Отработана и внедрена конструкция и технология сооружения лотка колонной станции Пушкинская из укрупненных сейсмостойких железобетонных блоков. Сборнодекоративный подвесной потолок этой станции изготовлен из цементно-песчаных блоков. Использованы сборные железобетонные купола диаметром 5 м при сооружении монолитной односводчатой станции М. Горького. На станции X. Алимджана одновременно с сооружением монолитного свода выполнены архитектурно-художественные арки из бетонных блоков со стекло-смальтой и готовой лицевой поверхностью.

Большой интерес представляют собой новшества, примененные на Узбекистанской линии. На станции Айбек разработаны и внедрены новые сейсмостойкие железобетонные секции из крупноразмерных объемных элементов. Они позволили обеспечить высокий уровень индустриализации и механизации работ, снизить на 30% трудовые затраты, сократить в полтора раза сроки возведения. Примененная в технологии строительства стендовая изоляция цельносекционной обделки позволила увеличить производительность труда на изоляционных работах втрое при повышении качества.
 

 

Впервые в практике метростроения разработан и внедрен роторный увлажнитель воздуха в станционной вентиляционной камере. Использована конструкция совмещенной венткамеры и вентиляционной сбойки.

При сооружении станции Ташкент сделано перекрытие платформы из сборных железобетонных плит с готовым архитектурным оформлением кессонной части. При строительстве перегонных тоннелей открытым способом использован новый механизированный щит КМО 2Х 5. Он позволил вести монтаж блоков ЦСО в котловане с вертикальными стенками без предварительного крепления.

Много новшеств используется в организации движения Ташкентского метрополитена. В качестве основной применена система автоматического регулирования скорости (АРС), рассчитанная на пропуск 40 пар пятивагонных составов в час пик. Узбекистанская линия оборудована диспетчерской централизацией с применением бесконтактных быстродействующих устройств телемеханики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..