Основы эксплуатации метрополитенов

  Главная       Учебники - Метро      Метрополитены (Калиничев В.П.) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНОВ

 


Основы эксплуатации метрополитенов


Основной задачей метрополитена является обеспечение бесперебойных перевозок пассажиров в городе в соответствии с утвержденным планом и во взаимодействии с другими видами транспорта. На основании плана пассажироперевозок рассчитывают потребность и степень использования технических средств, прежде всего моторвагонного подвижного состава, станций, пути, устройств СЦБ и связи, автоматики, определяют необходимую численность эксплуатационного персонала и устанавливают порядок действия работников, связанных с движением поездов.

Заданные пассажиропотоки являются основой для составления графика движения поездов, который концентрирует в себе решение комплекса задач по организации движения поездов и перевозкам пассажиров.

Графиком устанавливаются необходимые размеры движения, время отправления и прибытия поездов на станции, скорости движения по перегонам и участку и некоторые другие параметры.

В социалистическом обществе эксплуатационная работа метрополитенов основывается на плановой государственной системе хозяйствования, что обеспечивает высокий уровень организации движения поездов и перевозок пассажиров при минимальных затратах.

Эксплуатационной наукой на основе анализа работы технических средств, изучения закономерностей организации перевозок пассажиров в городах, использования опыта работы железных дорог выработаны практические рекомендации по:

оптимальной и безопасной организации движения и перевозок пассажиров;

наиболее рациональному использованию вагонов, устройств пути, СЦБ и связи, ремонтных предприятий и других технических средств;

развитию пропускных и провозных способностей линий метрополитенов;

установлению технических норм проектирования и строительства, а также этапности и сроков развития и реконструкции линий метрополитенов;
 

внедрению новейших приемов организации работы диспетчерских участков станций и рациональных приемов организации путевых и ремонтных работ.

Советские ученые-железнодорожники, используя опыт передовиков производства и передовых предприятий, разработали основные положения по организации работы дорог, которые с учетом некоторых особенностей успешно применяются на метрополитенах.

Это прежде всего:

теория построения графика движения и методика расчета пропускных способностей участков;

теория организации работы станций и пересадочных узлов с учетом опыта работы передовых коллективов, комплексного внедрения автоматики, новейшей техники и телемеханики;

новые приемы рассредоточения пассажиропотоков между группой станций путем передачи части пассажиров наиболее загруженных станций на менее загруженные и координации работы всех видов городского транспорта;

изучение пассажиропотоков методом учета пассажиров, пользующихся метрополитеном, и разработка мер по их полной, своевременной и безопасной доставке на станции назначения;

разработка теории, системы контроля и совершенствования эксплуатации э. п. с. и устройств электроснабжения.

Развитие эксплуатационной науки базируется на опыте работы Московского метрополитена, заложившего основные направления организации движения поездов и обслуживания пассажиров, Ленинградского метрополитена — по комплексному внедрению технических средств, обеспечивающих совершенствование всего перевозочного процесса, Киевского метрополитена — по организации работы станций с помощью телевидения и новейших средств автоматизации. В разработке теории совершенствования эксплуатационной работы использован опыт работы и других метрополитенов.

Важным условием повышения степени использования технических средств является техническое нормирование, которое должно обеспечить максимальное ускорение оборачиваемости подвижного состава и сокращение расходов на его содержание.

При утверждении технических норм учитываются скорости движения, пропускные способности участков, особенности эксплуатации тяговых средств.

Для оперативного составления нормативных документов, расчета норм и разработки вариантных графиков на каждом метрополитене создан вычислительный центр. ВЦ метрополитена решает не только эксплуатационные, финансово-контрольные и другие задачи, но и обеспечивает непрерывный контроль за организацией движения, расходом электроэнергии на тягу поездов, графиком исполненного движения и др.
 

 

Известно, что интенсивность перевозок на метрополитенах неравномерна в течение суток (в утренние и вечерние часы она на 35—40% выше, чем в обычное время), в различные дни недели (в воскресенье и праздничные дни наблюдается снижение), она зависит также и от времени года.

На отдельных метрополитенах интенсивность перевозок зависит даже от погодных условий: зимой при похолоданиях и снегопадах она возрастает, а летом при плохой погоде снижается. Подобная, порой непредсказуемая, неравномерность требует иметь в запасе резервные поезда и поездные бригады. Резервные составы вводятся в действие по мере необходимости по приказу поездного диспетчера.

Одной из основных задач, требующих решения, является повышение скоростей движения, а следовательно, и сокращение времени на поездку. Для этого необходимо обеспечить хорошее содержание пути на перегонах, высокую надежность технических средств, прежде всего устройств СЦБ и связи, а также максимально использовать тягово-энергетические возможности моторвагонного подвижного состава. Немаловажное значение имеет и сокращение времени стоянок на станциях, так как их длительность во многом определяет пропускную способность участков.

Главное управление метрополитенов Министерства путей сообщения задает каждому метрополитену годовой план перевозки пассажиров с разбивкой по кварталам и месяцам. На основании этого плана устанавливается задание по финансированию перевозок, содержанию необходимого штата и некоторые другие показатели.

Графиком движения определяются задания по участковой и технической скорости. Перегонное время хода каждого поезда задается в соответствии с утвержденной допустимой скоростью и тяговыми возможностями подвижного состава. Метрополитенам утверждаются план пассажирооборота, отправления пассажиров, а также экономические показатели, в том числе плановая прибыль, рентабельность, себестоимость перевозок и произ,-водительность труда. Для планово-убыточных предприятий утверждается план выделения дополнительной дотации средств на покрытие расходов.

Для руководства метрополитенами разработана логическая схема управления, отличная от общепринятой структуры железных дорог. Центральным органом управления в Министерстве путей сообщения является Главное управление метрополитенов, которое руководит работой всех метрополитенов. Главное управление имеет в своем составе отделы: эксплуатации, подвижного состава, технический, пути и тоннельных сооружений, второй отдел, плановый, финансовый и Главного ревизора по

 

безопасности движения, эскалаторного хозяйства и электромеханический.

В Главном управлении имеется Управление капитального строительства и реконструкции метрополитенов, в состав которого входят три отдела: производственный, технический и отдел обеспечения оборудованием.

Основными задачами Главного управления метрополитенов являются:

постоянное руководство и контроль всей эксплуатационной, экономической и финансовой деятельности метрополитенов;

обеспечение исправного содержания всех технических устройств и оборудования (вагонов, пути, устройств СЦБ, связи, энергетики, эскалаторов, санитарно-технических устройств и др.) метрополитенов; осуществление необходимых организационнотехнических мер по обеспечению их бесперебойной и безопасной работы;

организация эксплуатационной работы на метрополитенах путем регулирования размеров движения в соответствии с потребностями в перевозках пассажиров;

организация ремонта, реконструкции и модернизации технических средств, проведение необходимых мер по повышению качества ремонта, разработка технологических процессов, нормативов и правил; внедрение оптимальной системы ремонта, снижение простоев и сокращение сроков ремонта устройств и оборудования;

осуществление необходимых мер по улучшению использования технических средств при минимальных затратах, распределение моторвагонного подвижного состава между метрополитенами в зависимости от потребности;

разработка перспективных, пятилетних, годовых, квартальных и месячных планов перевозок, финансирования, кредитования, а также планов строительства, капитального ремонта и обеспечения этих планов трудовыми ресурсами;

организация всей хозяйственной деятельности, учета и отчетности, новых условий планирования и экономического стимулирования по опыту Белорусской, Юго-Западной и Приднепровской дорог; проведение мер по снижению расходов, себестоимости перевозок, укреплению хозрасчета, улучшению использования оборотных и основных средств;

анализ хозяйственной деятельности подведомственных предприятий путем проведения ревизий и проверок;

осуществление финансирования предприятий и контроль за выполнением финансовых планов;

руководство научно-техническими разработками, выдача заданий на конструирование новых вагонов, эскалаторов и других технических средств;
 

 

контроль за проектированием новых линий и качеством проектов.

Всеми научными разработками в системе Министерства путей сообщения ведает Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), имеющий в своем составе отделение метрополитенов, которое разрабатывает и выдает научно обоснованные рекомендации по совершенствованию технических средств и эксплуатационной деятельности всех звеньев метрополитена.

ВНИИЖТом выполнены и выполняются ряд работ, направленных на увеличение пропускной и провозной способности линий с одновременным повышением безопасности движения поездов, совершенствование конструкции подвижного состава и эскалаторов, путевых и тоннельных устройств, механизации работ, улучшение культуры обслуживания пассажиров.

ВНИИЖТом разработана и внедрена система автоматического регулирования скорости (АРС). Это техническое решение является, как известно, основной системой безопасности движения и обеспечивает точное выполнение графика с максимальной в мире интенсивностью движения поездов — 45 пар поездов в час.

В настоящее время закончена разработка новой усовершенствованной системы автоматического управления движением поездов (АСУ ДПМ), которая позволяет повысить степень безопасности движения поездов, пропускную и провозную способность линий (в час пик можно будет дополнительно перевозить 20—25 тыс. пассажиров на одной линии).

В стадии внедрения находится разработанная институтом система управления работой станции (СУРСТ), которая позволяет по новой технологии управлять всеми техническими средствами станции.

Одобрена «Схема комплексного развития транспорта г. Москвы до 2000 года», в которую вошли разработанные институтом предложения в части развития метрополитена.

ВНИИЖТом с участием других организаций разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) по созданию скоростных линий метрополитена для Москвы.

Доказана техническая и экономическая целесообразность строительства таких линий в тринадцатой пятилетке, что обеспечит снижение средних транспортных затрат времени населения минимум в 1,5 раза, повышение пропускной и провозной способности на 25—40% и улучшение культуры обслуживания пассажиров.

Создание скоростных линий метрополитена представляется, таким образом, единственным правильным решением в деле совершенствования работы городского пассажирского транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..