Устройства
электроснабжения и электромеханическое хозяйство метрополитенов
Водоснабжение
метрополитенов
Подземные сооружения метрополитенов
оборудуются объединенной системой водоснабжения, которая обеспечивает
хозяйственно-питьевые (обмывка тоннелей, влажная уборка станций,
обеспечение водой душевых, умывальников, санузлов), технологические
(водяное охлаждение воздуха для вентиляции и пр.) и противопожарные
нужды.
Основным источником водоснабжения служит городская водопроводная сеть.
На станциях установлены специальные водопроводные вводы, имеющие
автоматические устройства учета расхода воды. Водомерный узел оборудован
водомером и резервной линией водоснабжения. Последняя имеет нормально
закрытую задвижку с электроприводом и электроизолирующими фланцами,
входную задвижку с электроприводом и обратным клапаном на вводе, что
исключает возвратное поступление воды из труб метрополитена в городскую
водопроводную сеть.
Наибольший расход воды приходится на обмывку
станций и тоннелей (рис. 28). Стационарным водопроводом оборудованы
также каналы и стволы вентиляционных шахт для их промывки.
На большинстве станций смонтированы два ввода от различных разводящих
труб городской сети диаметром 100 мм, которые расположены в разных
концах станции. Между ними проложены специальные соединительные линии,
образующие тем самым кольцевую систему водоснабжения станции и
прилегающих перегонов. Такая система повышает надежность работы и
обеспечивает бесперебойное снабжение метрополитена водой.
От вводов вдоль тоннелей и станций (под платформой) идут магистральные
линии водопровода с ответвлениями к пожарным кранам и другим
водоразборным точкам.
Для технологических целей предусматриваются специальные водозаборные
скважины. Для обеспечения электроизоляции водопроводную магистраль в
тоннеле прокладывают, как правило, на стороне, противоположной
контактному рельсу. Через каждые 500 м и у концов станций устанавливают
магистральные задвижки, которые выполняют роль ограничивающего механизма
для перекрытия воды в необходимых случаях (авариях, ремонтных работах
ит. п.).
Вестибюли, станции и переходы метрополитенов оборудуют пожарными и
поливочными кранами. Диаметр пожарных кранов — 50 мм, а длина пожарных
рукавов — 20 м.
Краны для увлажняющих работ в путевых тоннелях устанавливают через
каждые 30 м, а в эскалаторных тоннелях и переходах — через каждые 20 м.
Для набора воды моечными машинами и промывочными агрегатами установлены
краны диаметром 50 мм через каждые 500 м на перегонах и в конце платформ
на станциях.
Дежурный по станции ознакомлен со схемой разводящей водопроводной сети
своей станции, с тем чтобы в необходимых случаях лично принимать меры к
предотвращению и ликвидации возможной аварии системы водоснабжения путем
закрытия задвижки в магистральном трубопроводе. В этом случае дежурный
по станции немедленно информирует поездного диспетчера о месте
неисправности сети.
Условный диаметр труб линий водопровода принимается для ввода от
городского водопровода и для магистралей на станциях и тупиках — 100 мм,
для магистралей в тоннелях — 80 мм.
Для водопроводов метрополитенов применяются стальные бесшовные
горячекатаные трубы, а для ответвлений — оцинкованные сварные трубы. При
соответствующем технико-экономическом обосновании для отдельных участков
магистралей, как исключение, предусматриваются трубы из
низколегированной стали, обеспечивающие особо надежную работу
водопроводных сетей.