Вентиляция метрополитенов

  Главная       Учебники - Метро      Метрополитены (Калиничев В.П.) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

Устройства электроснабжения и электромеханическое хозяйство метрополитенов


 

Вентиляция метрополитенов

 

 Одной из основных задач вентиляции является удаление тепла, выделяемого электропоездами и различными машинами и механизмами. Избыток тепла поглощается окружающей средой и может создавать в тоннелях и на станциях повышенный тепловой эффект. Во избежание этого с помощью вентиляции воздух в течение часа заменяется 3—5 раз. Только в Московском метрополитене вентиляционные установки перерабатывают более 55 млн. м3 воздуха в час. На перегонах и станциях установлены специальные шахты, через которые осуществляется вентиляция.

На некоторых метрополитенах применяется естественное проветривание за счет поршневого эффекта при движении поездов в тоннеле и разницы температур между наружным и внутренним воздухом. Однако этот способ несмотря на кажущуюся простоту не обеспечивает нужного эффекта.

Наиболее эффективным оказался вариант применения искусственной приточно-вытяжной вентиляции. В этом случае в шахтах устанавливаются мощные вентиляторы, что при большем вентиляционном эффекте требует меньшего числа шахт, чем при естественной вентиляции.

В летний период воздух через станционные шахты забирается с поверхности и удаляется через тоннельные шахты. Это позво-

ляет поддерживать относительно невысокую температуру на станциях. В холодный период, наоборот, воздух подается с поверхности через тоннельные шахты, подогревается за счет тепла, выделяемого электропоездами, оборудованием, трубопроводами, подается на станции более теплым и удаляется через станционные шахты.

На поверхности земли устанавливают специальные киоски для вентиляции. Их располагают в местах с чистым воздухом, в зеленых зонах. Через киоски воздух забирается по стволу шахты и вентиляторами подается в метрополитен. Как правило, в шахте устанавливают два вентилятора с диаметром рабочего колеса 2—2,5 м и производительностью 250 тыс. м3/ч. Вентиляторы могут работать как для подачи, так и откачки воздуха в зависимости от наружной температуры.

В СССР применяются вентиляторы конструкции ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). Управление вентиляцией осуществляется из центрального диспетчерского пункта.

Все служебные помещения метрополитена оборудованы устройствами вентиляции. Только на Московском метрополитене насчитывается более 3100 систем местной вентиляции. Состояние воздушной среды постоянно контролируется с помощью психрометров, которые установлены на станциях и в тоннелях.

Однако данную систему вентиляции постепенно автоматизируют. В местах контроля состояния воздушной среды устанавливают специальные датчики, которые с помощью телеметрической аппаратуры, цифровых приборов и телетайпа передают информацию о температуре и влажности воздуха диспетчеру и на ЭВМ.

Телемеханические устройства позволяют полностью автоматизировать процесс воздухообеспечения метрополитена. Это сокращает трудовые затраты, повышает оперативность и четкость в решении вопросов вентиляции и обеспечивает постоянный тепловой и воздушный режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..