Архитектура станций метрополитенов Закавказья

  Главная       Учебники - Метро      Метрополитены (Калиничев В.П.) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

Архитектура станций метрополитенов

 

 

Архитектура станций метрополитенов Закавказья

 


 

 В архитектуре станций подземной дороги в Тбилиси, первом метрополитене Закавказья, отражены важнейшие страницы истории города и республики. Наземные станции Дидубе и Электроднепровская выполнены с широким использованием средств современной архитектуры — стекла, алюминия, пластиков. Все это в сочетании с уже ставшими традиционными для отечественного метро мрамором, гранитом, известняками делает подземные дворцы эталонами строительного искусства и архитектуры.

 

 

Чем-то похожа на станции Московского и Ленинградского метрополитенов станция Руставели. И в то же время вас ни на минуту не покидает ощущение того, что вы находитесь в столице Грузии. Ряд оригинальных композиций в оформлении станции воссоздает героику эпохи Руставели. Станция является как бы синтезом современной архитектуры с историческим наследием мастеров грузинского зодчества, отражает колорит и национальное своеобразие Грузии.

Совершенно в ином стиле предстает перед нами архитектура станции Политехнический институт. Свод собран из фигурных асбоцементных элементов ромбической формы и эффективно подсвечивается встроенными в карнизы лампами, подчеркивая его рельефную геометрию. На торцевых стенах цветные мозаичные тематические панно.

Но не только красота подземных дворцов привлекает в Тбилисском метро. Здесь нашли применение многие новшества, которые пройдя проверку на прочность, были затем внедрены в других метрополитенах страны. К примеру, впервые в стране на Тбилисском метрополитене применено отключение освещения тоннелей во время движения поездов, что позволяет получить значительную экономию электроэнергии. В дальнейшем это новшество было распространено на все метрополитены страны.

Второй в Закавказье метрополитен, расположенный в столице Азербайджана Баку, создавался в те годы, когда большинство специалистов придерживалось мнения, что оформление станций

 

должно выполняться без излишеств, но не без красоты, поскольку метро прежде всего транспортное предприятие и главная его цель — обеспечение перевозок пассажиров.

Примером может служить станция Бакы Совети, расположенная на ул. Коммунистической. Эта станция — глубокого заложения, имеет наземный и подземный вестибюли. Оформление строгое, на стенах и пилонах, облицованных среднеазиатским мрамором «газган» с гаммой цветов от светло-розового до зеленовато-серого, резцом сделаны рисунки, изображающие достижения Азербайджана за годы Советской власти.

Станция 26 Бакы Комиссары расположена на пересечении проспекта им. Кирова и ул. Хагани. Подземный вестибюль, как и станция Бакы Совети, имеет три зала. Пилоны и стены среднего зала покрыты мозаикой алого цвета из сплава хрустального стекла с металлами, дающего богатую гамму оттенков.

Станция 28 Апрел находится на привокзальной площади и удачно вписывается между зданиями нового железнодорожного вокзала и старого Сабунчинского — недействующего. Наземный вестибюль увенчан цилиндрическим куполом, обрамленным национальным орнаментом «шебеке». Огромное панно из чеканки, размещенное на торцевой стене под карнизом, рассказывает об этапах развития транспорта на планете. На арке при выходе из подземного вестибюля установлена чеканка, изображающая рукопожатие трех рук. Она символизирует братство трех закавказских республик—Грузии, Армении и Азер-
 

 

байджана. На торцевой стене среднего зала подсвечиваемый герб города — морская волна и три факела.

Станция Гянджлик. Ее зал колонного типа напоминает станцию Кропоткинскую в Москве. Колонны выполнены в виде двухъярусного цветка, облицованы белым мрамором. На колонны и на карнизы стен нанесен восточный стрельчатый рисунок. Он и подсветка капителий как бы поднимают потолок, делают вестибюль станции более воздушным. Панно на стенах кассовых залов выполнены флорентийской мозаикой и тематически посвящены спорту. Символические фигуры юношей и девушек олицетворяют силу и ловкость. Название самой станции подтверждение тому. Слово «гянджлик» на азербайджанском языке означает молодость.

Самой лучшей в Бакинском метрополитене по праву называют станцию Нариманов (рис. 25). Стройные, отливающие щедрым золотом и облицованные под бронзу колонны похожи на гигантские снопы янтарной пшеницы. Сходство это усиливается тиснением — вертикальной профилировкой. Все это придает залу вид подземного сказочного дворца. Удачное расположение источников света, утопленных в плоском потолке, и скрытое закарнизное освещение потолка над станционными путями создают ощущение открытого неба над головой, усеянного яркими звездами. На торцевой стене станции установлен чеканный барельеф Н. Нариманова со вставками на тему славной революционной истории Баку.
 

 

 

Архитектура станций глубокого заложения решалась с учетом их конструктивных особенностей, которые диктовали достаточно четкие и определенные условия композиционных решений.

Одна из удивительно красивых станций бакинского метрополитена станция Низами (архитектор — академик М. А. Усей-нов, художник—народный художник СССР М. Абдулаев). Здесь по особому неповторимо решен один из залов станции, который представляет собой симметрично расположенные относительно продольной оси станции две аркады, перекрытые сводом.

Великолепно выполнено красочное панно смальтовой мозаики, рассказывающее о пяти всемирно известных поэмах великого азербайджанского поэта-гуманиста XII века Низами Гяндже-ви. Большой портрет Низами, выполненный в мягких пастельных тонах смальтовой мозаики, завершает художественное решение среднего зала.

Своеобразно решено также освещение среднего зала. Люстры со спокойными тонами ламп накаливания выглядят как национальный азербайджанский архитектурный декоративный элемент в виде сталактитов. Крупные, они выполнены из анодированного стилизированного под бронзу алюминиевого литья.

На центральной площади, названной в честь 11-й Красной Армии, расположена одноименная станция метрополитена второй очереди. Свое название она получила в честь армии, освободившей Баку от мусаватиского правительства и восстановившей в Азербайджане власть Советов. На этой площади воздвигнут групповой скульптурный монумент, отображающий это историческое событие.

При проектировании станций и вестибюлей (архитектор К- Сенчихин) была поставлена задача выразить в камне эти важнейшие исторические события.

Эта задача решена путем композиционного оформления конструктивных форм, применения специального отделочного материала, а также путем придания всем помещениям станции и ее архитектурным элементам особой целесообразности пропорций. Впечатляющи несущие восьмигранные колонны, которые венчаются простыми по форме капителиями.

В центре потолка расположены пять групп барельефов, в которых с помощью геральдических приемов отражены подвиги воинов-освободителей. На стеновой облицовке против барельефов на потолке устроены в виде бронзовых дверей, украшенных геральдикой, вертикальные «акцепты». Основные помещения и колонны отделаны светлым мрамором, а барельефы и двери на путевой стене выполнены из изделий золотистого цвета.

Полы платформы отделаны красным гранитом с продольными полосками из белого камня, которые создают впечатление длинной красивой дорожки. Над лестничными и экска-

 

 

латорными пассажирскими сходами расположены декоративные панно, которые повествуют о приходе красноармейцев 11-й Красной Армии в Баку.

На стенах вестибюлей из белого и красного мрамора выполнены интересные цветные декоративные панели с филенками. На них высечены надписи, повествующие о важнейших революционных событиях.

Ереванский метрополитен был принят в эксплуатацию 24 февраля 1981 г.— в день открытия XXVI съезда КПСС.

Многие выступавшие на митинге по случаю открытия метрополитена отмечали, что строительство метрополитена — новая блестящая страница в летописи бурного преображения и процветания прекрасного Еревана. «Мог ли даже самый большой фантазер и мечтатель старого Еревана представить, что пройдет всего лишь шесть десятков лет и захолустный, задыхающийся в пыли городишко превратится в цветущий миллионный город и по его подземным магистралям побегут голубые поезда метро. А это чудо легендарного преображения Еревана, всей нашей республики свершилось благодаря Октябрю, Ленинской национальной политике, нерушимой дружбе и братской взаимопомощи народов Страны Советов» — говорил первый секретарь ЦК Коммунистической партии Армении тов. К- С. Демирчан.

Мне рассказывали, что нередко можно видеть армян, проживающих за рубежом и приезжающих туристами в СССР, стоящими на коленях и целующими мрамор полов. Их слезы восхищения — это признание огромной заботы партии и правительства о благе и процветании социалистической Армении.

Станции, построенные на Ереванском метрополитене, можно разделить на два типа: сборно-монолитной конструкции с колоннами (станции Площадь Ленина, Сараланджи и Дружбы) и из монолитного бетона пилонного типа (рис. 26).

Ереванский метрополитен по своему техническому оснащению и автоматизации перевозок является современной транспортной системой и ни в чем не уступает ведущим метрополитенам мира, хотя первоначально замышлялся как скоростной трамвай.

Здесь новейшие устройства автоматики по движению поездов, электроснабжения. Освещение станций выполнено с применением современной осветительной аппаратуры. Изящные хрустальные люстры и светильники являются украшением станционных залов.

Вестибюли, станционные залы выполнены с учетом современных требований эстетики и достижений национального зодчества.

Станции имеют верхний вестибюль, связанный эскалаторами с посадочными платформами. Все станции глубокого заложения (кроме станции Сасунци Давид), состоят из трех тоннельных сводчатых галерей, которые между собой соединяются

проемами, построенными между колоннами, аркадами или пилонами. Каждая станция не имеет архитектурных аналогов, отделана ценными породами гранита, мрамора, туфа, базальта, габбро, травертина, прибывшего сюда из многих районов Советского Союза.

Барельефы и декоративные панно, украшающие станции, повествуют о многовековой истории армянского народа. В художественной отделке и оформлении станций принимали актив-

ное участие мастера из Москвы, Украины, Удмуртии, Бурятии.

Метрополитены Закавказья — это современные транспортные предприятия с высокой автоматизацией и механизацией производственных процессов, но главное, что можно увидеть, знакомясь с их работой, это то, что в их сооружении участвовали многие республики и города Советского Союза, а это

свидетельство нерушимой дружбы народов нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..