Конструкция
электродвигателей компрессоров, вентиляторов и генераторов
собственных нужд в троллейбусах
Двигатель типа ДК-656А для вентилятора и
генератора на троллейбусах ЗИУ-5
В качестве двигателя для вентилятора и
генератора на троллейбусах ЗИУ-5 применяется электродвигатель
постоянного тока со смешанным возбуждением типа ДК-656А, общий
вид которого приведен на рис. 273, а и б.
Электродвигатель типа ДК-656А постоянного тока смешанного
возбуждения имеет мощность 3 кет при скорости вращения 1800
об/мин и номинальном напряжении 550 в, допускаемый длительный
ток — 7,5 а. Двигатель ДК-656А снабжен независимой вентиляцией с
расходом воздуха 2мА/мин. Общий вес электродвигателя—110 кг.
Сердечник 14 якоря длиной 125 мм и диаметром 160 мм,
напрессованный на вал 24 (диаметр которого составляет 38 мм),
имеет 27 пазов 29, размером 7 X 25 мм, в которых уложено 1350
проводников 30. В каждом пазу уложено 10 сторон секций с общим
количеством 50 эффективных проводников 30 (каждая секция имеет
пять оборотов); числа параллельных проводов два. Обмотка якоря
волновая (шаг по пазам 2—7), выполнена из медного провода марки
ПЭЛШО диаметром 0,83 мм. Обмотка удерживается в пазах бандажами
15 из стальной проволоки. Сопротивление обмотки якоря при 20° С
— 1,78 ом. Коллектор якоря состоит из 135 коллекторных пластин
10, диаметр коллектора — 147 мм. Устройство коллектора
аналогично устройству коллектора электродвигателя ДК-653А.
На каждом из четырех сердечников 13 главных полюсов
электродвигателя ДК-656А расположены последовательные 22 и
параллельные 23 обмотки возбуждения. Сердечники 13 главных
полюсов прикреплены к остову 12 посредством четырех болтов 11.
Дополнительные полюса снабжены только последовательной обмоткой
25. Сердечники 26 дополнительных полюсов прикреплены к остову 12
с помощью болтов 27.
Параллельная обмотка 23 каждого из полюсов выполнена из 4000
витков медного провода. Сопротивление параллельной обмотки
возбуждения при t = 20° С— 1550 ом. Обмотки параллельного
возбуждения полюсов соединены между собой последовательно.
Максимальный ток в обмотке параллельного возбуждения — 0,475 а.
Последовательная обмотка каждого главного полюса выполнена из
110 витков медного провода марки ПЭЛБО, имеющего диаметр 1,62 мм
(сечение 2,06 мм2). Сопротивление последовательной обмотки 28
возбуждения главных полюсов при t - 20° С — 1,98 ом и
дополнительных полюсов—1,42 ом. Для ограничения величины тока
при пуске электродвигателя в цепи якоря предусмотрено демпферное
сопротивление 60 ом.
В отличие от двигателя ДК-653А вал 24 электродвигателя ДК-656А
имеет выходы с обеих сторон для присоединения к нему валов
вентилятора и генератора собственных нужд с помощью шпонок 4.
Круглый остов 12 электродвигателя ДК-656А отлит в виде трубы с
внешним диаметром 334 мм из стали с высокой магнитной
проницаемостью. По концам остова к нему при помощи болтов 7 и 16
привернуты подшипниковые щиты 6 и 17. Для осмотра коллектора и
четырех щеткодержателей 28 предусмотрены люки, закрываемые
крышкой 9. Щеткодержатели укреплены на суппорте 8 при помощи
пальцев, опрессованных текстолитом и таким .образом изолирующих
щеткодержатели от корпуса электродвигателя. Суппорт 8 установлен
на подшипниковом щите 6.
Шариковые подшипники 2 и 20 (№ 306, ГОСТ 8338—57), установленные
соответственно в крышках подшипников 1 и 5, 18 и 19, служат
опорами вала 24. В лабиринты 3 и 21 закладывается смазка УТВ
(1-13) (ГОСТ 1631— 52).
С 1961 г. вместо ДК-656А применяются электродвигатели
последовательного возбуждения типа ДК-656Б мощностью 2 кет со
скоростью вращения 1700 об/мин, потребляемый ток — 5,3 а, число
витков последовательного возбуждения — 410, сопротивление
демпфера — 5,4 ом. Вес электродвигателя ДК-656Б — 116 кг.
|