Щелочные
аккумуляторы,
применяемых на троллейбусах
В щелочных железо-никелевых аккумуляторах положительные пластины
содержат смесь гидрата окиси никеля с мелкораздробленным никелем
или графитом. Отрицательные пластины железо-никелевых
аккумуляторов имеют в своем составе железо. Активная масса
отрицательных пластин в железо-никелевых аккумуляторах
спрессовывается в виде брикетиков и размещается внутри коробочек
из тонкой мелкоперфорированной листовой стали. Эти
коробочки-карманы запрессовываются в стальную никелированную
раму пластины, Положительная пластина железо-никелевого
аккумулятора состоит из стальной никелированной рамы, в которой
закреплены трубочки из стальной никелированной перфорированной
жести, скрепленные кольцами.
Сосуды щелочных аккумуляторов изготовляются .из листовой стали.
Сепараторы, отделяющие пластины друг от друга, и прокладки,
отделяющие пластины от стенок сосуда, выполняются из эбонита.
Щелочные аккумуляторы обладают высокой механической прочностью.
При эксплуатации железо-никелевых аккумуляторов применяется
составной электролит — раствор едкого калия плотностью 1,19—1,21
с добавкой моногидрата лития 20 г на 1 л (моногидрат лития
содержит не менее 50% едкого лития). На составном электролите
можно работать от —20 до +35° С, т. е. в наиболее
распространенном на практике интервале температур. Можно
допускать кратковременное повышение температуры до +45° С. При
температурах ниже —15° С следует поддерживать плотность
электролита 1,21— 1,23. В инструкциях по уходу за щелочными
аккумуляторами рекомендуется и другая рецептура электролита.
Однако следует иметь в виду, что составной электролит
обеспечивает наиболее длительный срок службы аккумуляторов (750
циклов).
Емкость щелочного аккумулятора при прочих равных условиях зависит от
температуры и имеет наибольшее значение прb температуре 20—25°
С. Величина разрядного тока в щелочных аккумуляторах меньше
влияет на емкость, чем в . свинцовых аккумуляторах.
Вес щелочного аккумулятора составляет около 40 кг на 1 квт/ч
запасенной энергии, т. е. приблизительно равен весу свинцового
аккумулятора.
Пластины щелочных аккумуляторов не подвергаются разрушающему
действию сульфатации. Саморазряд в щелочных аккумуляторах
наблюдается в значительно меньшей степени, чем в Свинцовых, что
почти исключает необходимость подразряда их при хранении. Весьма
существенным преимуществом щелочных аккумуляторов является
большой срок их службы, в три-четыре раза превышающий срок
службы. свинцовых аккумуляторов.
Таким образом, щелочной аккумулятор обладает следующими весьма
существенными преимуществами перед свинцовыми: большой
долговечностью; высокой механической прочностью; возможностью
длительного хранения в разряженном состоянии;
нечувствительностью к перезарядам, перегрузкам и колебаниям
тока.
К недостаткам щелочных аккумуляторов относятся: низкий
коэффициент отдачи по заряду; большое падение напряжения во
время разряда, вызываемое значительным внутренним
сопротивлением; высокая стоимость.
|