Конструкция
электродвигателей компрессоров, вентиляторов и генераторов
собственных нужд в троллейбусах
Двигатель-компрессоры, применяемые на отечественных
троллейбусах, имеют два конструктивных исполнения:
а) самостоятельный электродвигатель, к которому компрессор
присоединяется при помощи муфты, связывающей их валы;
б) электродвигатель в одном блоке с компрессором, имеющий общий
с ним вал.
В качестве примера первой конструкции следует привести
получивший широкое распространение двигатель с последовательным
возбуждением типа ДК-653А, применяемый в настоящее время на
троллейбусах ЗИУ-5. Мощность электродвигателя ДК-653А 1,2 кв,
при напряжении 600 в и скорости, вращения 1375 об!мин\
коэффициент полезного действия на валу — 72,8%. Этот
электродвигатель закрытого типа, цельнокорпусный, без
вентиляции, рассчитан на режим прерывистого включения; корпус
его цилиндрической формы с люками для осмотра коллектора и
щеткодержателей Электродвигатель имеет четыре главных полюса с
катушками последовательного возбуждения; добавочных полюсов у
него нет. Ток подводится к коллектору четырьмя щетками,
установленными в щеткодержателях.
Устройство электродвигателя ДК-653А приведено на рис. 272.
Внутри стального остова цилиндрической формы со стенками
толщиной 10,5 мм расположены четыре главных полюса 2 с катушками
последовательного возбуждения. Катушка 5 каждого из полюсов
состоит из 534 витков провода ПЭЛБО диаметром 1,25 мм; плотность
тока — 4,1 а/мм2, длина среднего витка — 0,39 м сопротивление
обмотки при 20° С—11,6 ом.
Сердечники полюсов 2 с установленными в них катушками 5
прикреплены к остову болтами 3. В торцовых (утолщенных) частях
остова просверлены отверстия, снабженные резьбой для крепления
буксовых щитов 9 и 26, болтами 7 и 27 с пружинными шайбами 6 и
28. Шариковые подшипники 10 и 25 служат опорами для вала 11
якоря электродвигателя. Щиты 9 и 26 осюза имеют отверстия для
шпилек, крепящих с ним крышки 12 и 24 подшипников 10 и 25.
На вал 11 усилием 25—35 кн (2,5—3,5 Т) напрессован сердечник 4
якоря диаметром 160лш и длиной 72мм, зажатый между нажимными
шайбами 15 со стороны коллектора и 14 — со стороны муфты. Листы
сердечника штампуются из листовой стали марки Э13толщиной 0,5 мм
и покрываются с обеих сторон эмалью. Крайние листы имеют толщину
1 мм.- Втулка 13, удерживающая нажимную шайбу 14, насаживается
на вал в горячем состоянии. Осевое перемещение якоря
ограничивается внутренними кольцами шариковых подшипников и,
следовательно, самими опорами. Необходимые монтажные зазоры
предусмотрены в опоре, расположенной на стороне муфты. Обмотка 8
якоря уложена в 27 лазов; размер каждого паза 7 х 25 мм. Шаг
обмотки по пазам 1—7; в каждом пазу уложено по 10 сторон секций
с общим количеством эффективных проводов в пазу 100 (количество
оборотов секций 10). Обмотка якоря — волновая; выполнена
проводом ПЭЛШО диаметром 0,83 мм. Обмотка удерживается в пазах
бандажом из стальной проволоки.
Со стороны, противоположной муфте, на вал якоря напрессован
коллектор. Непосредственно на вал 11 запрессована и стальная
коробка 16
|