Конструкция электродвигателей компрессоров, вентиляторов и генераторов собственных нужд в троллейбусах
Главная     Учебники - Троллейбусы       Троллейбусы (теория, конструкция и расчет) Ефремов И.С. - 1969 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..

 

 

 

 

 

Конструкция электродвигателей компрессоров, вентиляторов и генераторов собственных нужд в троллейбусах



Двигатель-компрессоры, применяемые на отечественных троллейбусах, имеют два конструктивных исполнения:

а) самостоятельный электродвигатель, к которому компрессор присоединяется при помощи муфты, связывающей их валы;

б) электродвигатель в одном блоке с компрессором, имеющий общий с ним вал.

В качестве примера первой конструкции следует привести получивший широкое распространение двигатель с последовательным возбуждением типа ДК-653А, применяемый в настоящее время на троллейбусах ЗИУ-5. Мощность электродвигателя ДК-653А 1,2 кв, при напряжении 600 в и скорости, вращения 1375 об!мин\ коэффициент полезного действия на валу — 72,8%. Этот электродвигатель закрытого типа, цельнокорпусный, без вентиляции, рассчитан на режим прерывистого включения; корпус его цилиндрической формы с люками для осмотра коллектора и щеткодержателей Электродвигатель имеет четыре главных полюса с катушками последовательного возбуждения; добавочных полюсов у него нет. Ток подводится к коллектору четырьмя щетками, установленными в щеткодержателях.

Устройство электродвигателя ДК-653А приведено на рис. 272.

Внутри стального остова  цилиндрической формы со стенками толщиной 10,5 мм расположены четыре главных полюса 2 с катушками последовательного возбуждения. Катушка 5 каждого из полюсов состоит из 534 витков провода ПЭЛБО диаметром 1,25 мм; плотность тока — 4,1 а/мм2, длина среднего витка — 0,39 м сопротивление обмотки при 20° С—11,6 ом.

Сердечники полюсов 2 с установленными в них катушками 5 прикреплены к остову болтами 3. В торцовых (утолщенных) частях остова просверлены отверстия, снабженные резьбой для крепления буксовых щитов 9 и 26, болтами 7 и 27 с пружинными шайбами 6 и 28. Шариковые подшипники 10 и 25 служат опорами для вала 11 якоря электродвигателя. Щиты 9 и 26 осюза имеют отверстия для шпилек, крепящих с ним крышки 12 и 24 подшипников 10 и 25.

На вал 11 усилием 25—35 кн (2,5—3,5 Т) напрессован сердечник 4 якоря диаметром 160лш и длиной 72мм, зажатый между нажимными шайбами 15 со стороны коллектора и 14 — со стороны муфты. Листы сердечника штампуются из листовой стали марки Э13толщиной 0,5 мм и покрываются с обеих сторон эмалью. Крайние листы имеют толщину 1 мм.- Втулка 13, удерживающая нажимную шайбу 14, насаживается на вал в горячем состоянии. Осевое перемещение якоря ограничивается внутренними кольцами шариковых подшипников и, следовательно, самими опорами. Необходимые монтажные зазоры предусмотрены в опоре, расположенной на стороне муфты. Обмотка 8 якоря уложена в 27 лазов; размер каждого паза 7 х 25 мм. Шаг обмотки по пазам 1—7; в каждом пазу уложено по 10 сторон секций с общим количеством эффективных проводов в пазу 100 (количество оборотов секций 10). Обмотка якоря — волновая; выполнена проводом ПЭЛШО диаметром 0,83 мм. Обмотка удерживается в пазах бандажом из стальной проволоки.

Со стороны, противоположной муфте, на вал якоря напрессован коллектор. Непосредственно на вал 11 запрессована и стальная коробка 16
 

 

 

 

 

 

 

Рис. 272. Устройство электродвигателя компрессора ДК-653А

 

 

 

 

коллектора. Между этой коробкой и нажимной шайбой 21 установлен комплект коллекторных пластин, состоящий из 135 пластин 19. Шаг по коллектору 1—68. Коллекторные пластины изолированы между собой миканитовыми прокладками. Изоляция коллекторных пластин от коробки 16 и нажимной шайбы 21 выполнена при помощи миканитовых конусов 18 и 20 и изоляционного цилиндра 17. Затяжка коллекторных пластин между коробкой 16 и нажимной шайбой 21 производится гайкой 22, фиксируемой стопорными винтами 23. Электродвигатель снабжен четырьмя щеткодержателями 32, закрепленными на торцовой части остова при помощи болтов и изоляторов 29. В коробке щеткодержателя имеется гнездо-, в котором установлена щетка 33 площадью сечения 8 х 12,5 мм, прижимаемая к коллектору пружиной 30 при помощи рычага-зубчатки 31. Подводящий провод присоединен к щеткодержателю при помощи кабельного наконечника, зажимаемого винтом. Вес электродвигателя ДК-653 в собранном виде составляет 78 кг.

В качестве примера электродвигателя, выполненного в одном блоке с компрессором, можно привести электродвигатель ДК-652Б постоянного тока с последовательным возбуждением, установленный на многих троллейбусах МТБ-82Д. Этот электродвигатель закрытого тица имеет мощность 1,55 кет при 40% ПВ; скорость вращения 1380 об/мин, сопротивление обмотки якоря в холодном состоянии (при 20° С) составляет 6 ом, а обмотки возбуждения — 21,2 ом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..