Глава 12 ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
Общие сведений о электрическом торможении
троллейбуса
Электрическое торможение осуществляется путем переключения
электродвигателей на генераторный режим при гашении энергии в
сопротивлениях (реостатное торможение) или передаче ее в
контактную сеть (рекуперативное торможение).
Электрическое торможение применяется на всех современных видах
подвижного состава городского электротранспорта и, в частности,
на всех троллейбусах. При этом наиболее широкое распространение
получило реостатное торможение; рекуперативное торможение
применяется только на троллейбусах с электродвигателями
смешанного возбуждения.
При наличии на подвижном составе двух систем электрического
торможения — реостатного и рекуперативного — возможно либо
раздельное их использование, Либо комбинированное применение в
общем тормозном процессе.
Способ торможения, при котором рекуперативное торможение,
начинающееся при высокой скорости, автоматически переходит в
реостатное при более низкой скорости, иногда называют
рекуперативно-реостатным. Этот способ электрического торможения
на троллейбусах распространения' не получил.
В случае применения электродвигателей смешанного возбуждения оба
вида электрического торможения — реостатное и рекуперативное —
как правило, используются раздельно и управляются от разных
педалей.
Применение реостатного торможения на троллейбусах позволяет
существенно снизить расходы на тормозные колодки и износ
тормозной системы и обеспечивает удобное регулирование тормозной
силы в процессе замедления для остановки машины.
Рекуперативное торможение используется в троллейбусах главным
образом как средство экономического регулирования скорости в
широких пределах при движении на спусках и снижении скорости.
Возможность автоматического перехода на генераторный режим
позволяет при рекуперации осуществлять снижение скорости путем
перехода с характеристик ослабленного на характеристики более
сильного поля без выключения тока, а следовательно, без снятия
силы тяги. При отсутствии рекуперативного торможения такие
операции требуют предварительного выключения тока, а затем
повторного включения с заранее введенными сопротивлениями.
Система электрического торможения должна удовлетворять,
следующим основным требованиям:
1) обладать электрической устойчивостью при всех возможных
эксплуатационных режимах. Электрическая устойчивость
характеризуется свойством восстанавливать устойчивое
электрическое равновесие в результате любых переходных
процессов;
2) обеспечивать необходимые тормозные характеристики; при
реостатном торможении троллейбусов эти характеристики должны
быть достаточно «мягкими» с тем, чтобы допускать торможение на
одной ступени регулирования в широком диапазоне скорости; при
рекуперативном торможении жесткость характеристик ограничена
допустимыми колебаниями токов и тяговых (тормозных) сил при
колебаниях напряжения сети, а также при переходах с одной
ступени на другую;
3) обеспечивать быстрый переход на тормозной режим и удобное
управление тормозным процессом при минимальном дополнительном
оборудовании;
4) обладать достаточной простотой и надежностью в эксплуатации,
стойкостью по коммутационным, тепловым и изоляционным свойствам
электрических машин и аппаратов.
Требование электрической устойчивости является общим и
обязательным для любой системы, работающей как в генераторном,
так и в двигательном режимах, особенно при разработке схем
электрического торможения многодвигательных приводов.
Оценка электрической устойчивости осуществляется на основе
анализа переходных процессов, возникающих в результате
каких-либо начальных отклонений токов в исследуемой цепи.
|