Конструкции двухступенчатых шестеренчатых редукторов обычного и бортового типов у троллейбусов
Главная     Учебники - Троллейбусы       Троллейбусы (теория, конструкция и расчет) Ефремов И.С. - 1969 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

Конструкции двухступенчатых шестеренчатых редукторов обычного и бортового типов у троллейбусов
 

 


В качестве примера обычной двухступенчатой шестеренной передачи на рис. 49 приведена конструкция редуктора троллейбуса ЗИУ-5. Здесь карданный вал тяговой передачи посредством фланца 1 передает вращающий момент ведущей конической шестерне 32, вал которой установлен в специальном стакане 6 на двух радиально-упорных роликовых подшипниках
5 в двухрядном радиально-сферическом роликовом подшипнике 8. Между торцовыми частями внутренних обойм этих подшипников установлены распорные кольца 33 и 34.

Маслоотражатель 35 препятствует вытеканию смазки из картера редуктора через шлицевое соединение фланца 1 с валом ведущей конической шестерни 32.
 

 

 

 

 

 

 

Рис. 49. Двухступенчатый шестеренчатый редуктор троллейбуса ЗИУ-5

 

 

 

 

Необходимый натяг подшипников 5 и 8 достигается соответствующей затяжкой гайки 2. Фланец 1 в этом случае перемещается в осевом направлении на шлицах вала ведущей конической шестерни. Во избежание утечки смазки между фланцем 1 и передней крышкой 4, прикрепленной к стакану 6 редуктора шпильками 3, установлен сальник 36.

Стакан в сборе с ведущей конической шестерней 32 установлен в картере 9 редуктора.

Для регулирования зацепления ведущей 32 и ведомой 29 конических щестерен между торцовыми поверхностями картера 9 редуктора и стакана

6 установлены тонкие стальные прокладки 7, количество которых при необходимости изменяется.

Ведомая коническая шестерня 20 посажена на коническую часть промежуточного вала 30 с помощью шпонки 10. Вал 29 установлен на роликовых подшипниках 16 в картере редуктора 9. Между торцовыми поверхностями крышек 31 и 15 подшипников 16 промежуточного вала и кольцевыми выступами картера редуктора зажаты регулировочные прокладки 17. Перестановка этих прокладок позволяет перемещать шестерни 29 в осевом направлении и тем самым регулировать зацепление. Проверку зацепления зубьев конических шестерен производят по контакту на краску.

На крышке 15 промежуточного вала устанавливается датчик спидометра 14. Вращение вала 13 датчика спидометра осуществляется от промежуточного вала через одноступенчатый шестеренчатый редуктор 12.

Ведущая цилиндрическая шестерня 11, откованная и обработанная заодно с промежуточным валом 30, передает вращающий момент ведомой цилиндрической шестерне 26, жестко соединенной болтами 27 с коробкой дифференциала, состоящей из двух частей 24 и 28.

В коробке дифференциала помещена крестовина 20 с четырьмя коническими сателлитами 19. Вращающий момент от дифференциала через сателлиты передается двум полуосевым шестерням 25, которые при помощи шлицевых соединений сообщают его полуосям. Под опорными поверхностями сателлитов и полуосевых зубчатых колес поставлены бронзовые шайбы 18, и 21. В регулировании конический дифференциал не нуждается, а его разборку производят только в случае необходимости замены изношенной детали.

Опорные поверхности коробки дифференциала установлены на конических роликовых подшипниках 23, помещенных в разъемных опорах картера редуктора. .

Положение дифференциала и его опорных подшипников в осевом направлении регулируется корончатыми гайками 22, упирающимися в торцы колец подшипников 23.

Общее передаточное число редуктора:

 

 

Техническими условиями на новый редуктор троллейбуса ЗИУ-5 предусмотрено ограничение окружного люфта ведущей конической шестерни.

 

При заторможенной ведомой коническои шестерне угол поворота фланца ведущей конической шестерни не должен превышать 0°30'; при заторможенной ведомой цилиндрической шестерне до обкатки и после нее этот угол не допускается более 3°, а при заторможенных задних (ведущих) колесах окружной люфт фланца ведущей конической шестерни не должен быть более 17°.

Весьма ответственной частью сборки редуктора является регулировка положения подшипников валов ведущей и ведомой конических шестерен и коробки дифференциала, производимая согласно специальной инструкции, а также регулировка зацепления конических шестерен, которая осуществляется перемещением валов шестерен в осевом направлении после регулировки подшипников промежуточного вала и коробки дифференциала.

Правильность зацепления конических шестерен- редуктора ЗИУ-5 проверяется на краску по расположению пятна контакта на зубьях, для чего их рабочие поверхности смазываются тонким слоем сурика средней густоты. При проворачивании ведущей шестерни в одну и другую стороны на закрашенных зубьях ведомой шестерни в местах контакта с зубьями ведущей
шестерни остаются чистые участки поверхности— пятна контакта на обеих сторонах зубьев. При правильной регулировке пятна контакта должны располагаться симметрично на обеих окрашенных поверхностях. Пятно касания должно быть по длине зуба не менее 60%, а по высоте зуба—не менее 50%. На рис. 50, а показано правильное расположение полноценных пятен контактов на зубьях конической шестерни при ее проворачивании под нагрузкой.. На зубьях ведущей шестерни пятно контакта может доходить до верхней кромки зуба.

На рис. 50, б приведены возможные случаи неправильного расположения пятен контакта и способы исправления и регулировки их путем соответствующего перемещения ведомой и ведущей шестерен в осевом направлении, как это показано сплошной и штриховой стрелками (если .необходимость в таком перемещении возникнет после основного перемещения, показанного сплошной стрелкой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..