Причины низкой износостойкости червячных редукторов троллейбусов и способы их устранения
Главная     Учебники - Троллейбусы       Троллейбусы (теория, конструкция и расчет) Ефремов И.С. - 1969 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

 

Причины низкой износостойкости червячных редукторов троллейбусов и способы их устранения
 


Редукторы и полуоси троллейбусов МТБ-82Д, эксплуатируемых в настоящее время, не могут считаться достаточно надежными. Исследования
 автора показали, что преждевременный выход из строя червячных редукторов вызывается повышенным износом зубьев червячного колеса и червяка, -| разрушением болтов дифференциала, разрушением подшипников и другими  причинами.

с Расчетные данные свидетельствуют, что даже при правильном зацеплении червячной пары зубья червячного колеса испытывают весьма значительные напряжения. В действительности же под влиянием усилий, действующих в червячной передаче, установленное зацепление нарушается вследствие изменения положения червячного колеса в пространстве. Нарушение нормального зацепления приводит к уменьшению площади соприкосновения  зубьев, что вызывает еще более высокие удельные давления между ними.

При наличии конических роликовых подшипников на заднем конце червячка - осевой зазор их также нарушает правильность зацепления.

 Разрушения зубьев червячного колеса и червяка проявляются обычно в образовании на них раковин и бороздок. Реже наблюдаются случаи поломки зубьев вследствие отсутствия смазки в редукторе или чрезмерного  износа зубьев.

Образование раковин на зубьях червячного колеса и рабочей поверхности ниток червяка является важнейшей причиной, сокращающей срок  службы червячной передачи троллейбуса. Раковины очень опасны, так как  уменьшают рабочую поверхность зацепления и приводят к быстрому износу г зубьев.
 

 

Существует несколько теорий, объясняющих причины возникновения раковин на зубьях. Ниже приведено наиболее распространенное объяснение этого явления.

Образование раковин на поверхности зацепления зубьев в зубчатых и червячных передачах является следствием усталости металла, вызванной чрезмерно большими удельными давлениями на рабочую поверхность. Сначала на поверхности зацепления возникают трещины, которые распространяются Вглубь на расстояние, соответствующее возникшему напряжению, и возвращаются вновь на поверхность, образуя замкнутую площадку. Частица металла, ограниченная замкнутым контуром трещины, вскоре выпадает, образуя раковину.

Известное влияние на процесс образования раковин оказывает качество смазки. Исследования подтверждают, что раковины образуются и при сухом трении.

Хорошо обработанные поверхности лучше сопротивляются образованию раковин, поэтому рекомендуется полировать рабочие поверхности зубьев шестерен и ниток червяка.

Образование раковин замедляется при повышении твердости поверхности зацепления зубьев. Поэтому необходимо стремиться к увеличению твердости рабочих поверхностей зубьев червячной передачи. Очень часто наблюдается чрезмерный нагрев, червячного редуктора.

Кроме причин, изложенных выше, повышенный нагрев червячной передачи может быть следствием недостатка масла, уровень которого необходимо регулярно контролировать и пополнять.

Значительно реже встречаются случаи нарушения нормальной работы дифференциала и его опор. К эксплуатационным недостаткам дифференциала относятся: заедание сателлитов, поломка зубьев сателлитов и полуосевых шестерен, поломка болтов дифференциальной коробки, разрушение подшипников дифференциала и др. Все эти недостатки появляются в результате применения некачественных деталей или неудовлетворительной сборки дифференциала. Поэтому тщательный отбор деталей, правильная сборка дифференциала и правильная установка червячного колеса в опорах почти полностью устраняют указанные недостатки.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..