Конструкции
двухступенчатых шестеренчатых редукторов обычного и бортового
типов у троллейбусов
Конструкция редуктора троллейбусов ЗИУ-5Г
Значительный интерес представляет
конструкция редуктора троллейбусов ЗИУ-5Г последнего выпуска.
Кинематическая схема его представлена на рис. 52.
Рис. 52. Кинематическая схема редуктора
троллейбуса ЗИУ-5Г
В данной тяговой передаче центральный
редуктор представляет собой коническую пару зубчатых колес, а
бортовой редуктор выполнен в виде планетарной передачи.
Преимущества такой передачи перед обычными зубчатыми и
червячными следующие:
1. При одинаковой передаваемой мощности передача (редуктор)
получается более компактнее и легче по весу.
2. Возможность для каждого ведущего колеса применить
индивидуальный привод, что приведет к лучшему использованию
сцепления.
Как видно из рис. 52, вращающий момент от тягового двигателя
посредством карданного вала 2 передается к валу 3 малой
конической шестерни
4 центрального редуктора. С конической шестерней 4 находится в
зацеплении большая (ведомая) коническая шестерня 5. Вращающий
момент с шестерни
5 передается на полуось 6 к центральной цилиндрической зубчатой
шестерне z1 бортового планетарного редуктора и далее на сателлит
z2, находящийся в зацеплении с
шестерней z1 и неподвижным, зубчатым
колесом z3, имеющим внутреннюю нарезку
зубьев. Ось колеса z2 насажена на
водило 7 и совершает вращательное движение вместе с ним. Ось 8
водила 7 Является одновременно осью колеса 9 троллейбуса. При
вращении колеса z1 колесо будет
обкатываться по неподвижному колесу z3
и заставит вращаться водило в том же направлении, что и колесо
z1, С водила вращающий момент
передается на колесо 9.
На рис. 53 представлена конструкция задyего
моста и редуктора троллейбуса типа ЗИУ-5Г, спроектированного на
одном из заводов Венгерской Народной Республики.
Посредством фланца 2 входной вал 4 центрального редуктора
присоединяется к карданному валу. Фланец 2 соединен с валом 4
при помощи шпонки 3 и гайки 1. Входной вал редуктора отлит
заодно с малой (ведущей) конической шестерней и установлен в
паре конических роликовых подшипников
5 и 9. Гнездом подшипников 5 и 9 является ступица 7, вставленная
в стакан 8 и соединенная с ним при помощи шпилек и гаек 6. Между
ступицей 7 и стаканом 8 устанавливаются металлические прокладки,
позволяющие менять положение входного вала редуктора вдоль его
продольной оси. Стакан 8 соединен с балкой заднего моста 11
шпильками и гайками 10. С малой конической шестерней входит в
зацепление большая (ведомая) коническая шестерня, венец которой
12 соединен со ступицей 13 при помощи болтов 14. Ступица 13
является одновременно и левой крышкой коробки дифференциала.
Полуось соединена с полуосевой шестерней 15 дифференциала.
Устройство дифференциала редуктора троллейбуса ЗИУ-5Г аналогично
устройству вышеописанных конструкций. На рукаве 17 полуоси
установлены ступичные подшипники 18 и 19 и ступица 20
неподвижного зубчатого колеса 25.
Центральная ведущая шестерня 27 планетарного редуктора имеет
также внутреннюю нарезку зубьев, при помощи которой Она
соединена с шестерней 26, отлитой за одно целое с полуосью 16.
Центральная шестерня 27 входит в зацепление с сателлитовыми
шестернями 28, которые при помощи игольчатых подшипников 29
установлены на валиках 30. Валики 30 жестко связаны с водилом
31, а через последнее, при , помощи шпилек и гаек 33 — со
ступицей 34. Таким образом, вращающий момент с центральной
шестерни 27 передается через три сателлитовые шестерни 28 на
водило 31 и далее через ступицу колеса 34 к шинам. Сателлиты 28,
установленные на игольчатых подшипниках 32, обкатываются в
зубчатом колесе 25. Валики 30 и водило 31 совершают вращательное
движение относительно оси центральной шестерни 27.
Ступица колеса при помощи фигурного болта и гайки 23 посредством
прижима 22 соединена с ободом 24, колеса. Между колесными
ободами установлено проставное кольцо 21.
|