Тормозная система прицепа
МАЗ-5224В
Техническое обслуживание тормозов
прицепа МАЗ-5224В
Техническое обслуживание тормозов
заключается в
периодической проверке и поддержании
нормального уровня жидкости в главном тормозном цилиндре,
регулировке тормозов, в устранении отдельных неисправностей,
возникающих в процессе эксплуатации, и в проведении других
работ, указанных ниже.
При каждом ТО-1 необходимо проверять: уровень жидкости в главном
тормозном цилиндре. Уровень должен быть расположен на 15—20 мм
ниже верхней кромки наливного отверстия. Если необходимо, долить
тормозную жадность и прокачать тормозную систему для удаления
воздуха;
тормозную систему на отсутствие течи тормозной жидкости в
соединениях трубопроводов и гибких шлангах;
наличие зазора между штоком и поршнем главного тормозного
цилиндра в отторможенном состоянии;
эффективность работы тормозов по времени остановки автопоезда,
времени растормаживания. В случае необходимости отрегулировать
тормоза, а если это не дает результата, то прокачать
гидросистему, как это указано ниже;
герметичность пневмосистемы.
При каждом ТО-2 необходимо выполнить, помимо работ,
предусмотренных при обслуживании ТО-1, следующее:
проверить затяжку болтов крепления ступицы к тормозному барабану
и при необходимости подтянуть;
проверить крепление воздухораспределительного крана, главного
тормозного цилиндра воздушного цилиндра, воздушных баллонов;
слить тормозную жидкость, профильтровать ее и снова залить в
тормозную систему.
Через одно ТО-2:
снять тормозные барабаны и очистить детали тормозов от пыли и
грязи; убедиться в отсутствии течи из колесных тормозных
цилиндров, а также проверить надежность крепления колесных
цилиндров к суппорту. Обратить внимание на состояние резиновых
защитных колпаков колесных цилиндров;
проверить состояние рабочей поверхности тормозных барабанов
(установить, нет ли неравномерного износа, канавок, задиров);
проверить износ тормозных накладок. Если от поверхности накладок
до головок заклепок осталось менее 1 мм, накладки необходимо
заменить.
Особое внимание следует уделять обслуживанию гидросистемы в
связу с высокой коррозионной активностью тормозной жидкости
ГТЖ-22М.
Не реже чем 1 раз в год (желательно осенью) следует чистить
тормозную систему, для чего разобрать главный и колесные
тормозные цилиндры, осторожно удалить грязь с поршней, рабочих
поверхностей цилиндров и других деталей. Допуокается пользование
деревянным брусочком и чистой тканью, смоченной в спирте или
тормозной жидкости. Не допускается применение металлического
инструмента и жидкости минерального происхождения (бензина,
керосина и др.). Трубопроводы и тормозные шланги промыть спиртом
или тормозной жидкостью.
Трубки и шланги гидравлического привода с повреждениями (даже не
давшими течи) заменить новыми.
До установки тормозных барабанов смазать ось колодок через
масленки до появления свежей смазки из зазоров.
После сборки тормозной системы отрегулировать зазоры между
накладками и тормозными барабанами всех колес и между штоком и
поршнем главного тормозного цилиндра, заправить тормозную
систему тормозной жидкостью и прокачать для удаления воздуха из
системы, после чего проверить работу тормозной системы на месте
и на ходу.
Заполнять привод тормозной жидкостью рекомендуется в следующем
порядке:
тщательно удалить грязь с главного цилиндра и с перепускных
клапанов колесных цилиндров, отвернуть пробку наливного
отверстия главного цилиндра, вставить шланг с воронкой,
находящейся в ящике ЗИПа, и заполнить цилиндр рабочей жидкостью;
снять колпачок с перепускного клапана колесного цилиндра
переднего левого колеса и надеть на головку клапана резиновый
шланг длиной 350—400 мм, имеющийся в ЗИПе. Открытый конец шланга
опустить в тормозную жидкость, налитую в стеклянный сосуд
емкостью не менее 0,5 л. Тормозную жидкость наливать в сосуд до
половины его высоты;
отвернуть на 1/2—3/4 оборота перепускной клапан, после
чего нажать на педаль тормоза тягача. При этом жидкость под
давлением поршня главного цилиндра будет заполнять трубопровод и
вытеснять из него воздух. Прокачивать рабочую жидкость через
главный цилиндр следует до тех пор, пока не прекратится
выделение пузырьков воздуха из шланга, опущенного в сосуд с
рабочей жидкостью. Во время прокачивания необходимо доливать
рабочую жидкость в корпус главного цилиндра, не допуская
обнажения дна в резервуаре цилиндра, так как при этом в систему
вновь проникнет воздух. Прокачку тормозов проводят в следующем
порядке: передний левый, передний правый, задний левый, задний
правый;
плотно завернуть перепускной клапан колесного цилиндра, снять
шланг и надеть колпачок. Завертывать перепускной клапан следует
при нажатой педали тормоза тягача;
после прокачивания тормозов всех колес долить тормозную жидкость
в главный цилиндр до уровня на 15—20 мм ниже верхней кромки
крышки и плотно завернуть пробку наливного отверстия.
Тормозную жидкость, выходящую вместе с воздухом при прокачивании,
необходимо собрать в сосуд: и дать отстояться ей не менее одних
суток. Когда жидкость отстоится, ее необходимо профильтровать
через плотную ткань. После этого жидкость может быть вновь
использована по прямому назначению.
Допускается отпотевание без каплепадения в месте разъема крышки
и картера главного тормозного цилиндра при сохранении
нормального уровня тормозной жидкости.
Не следует затормаживать прицеп, когда снят хотя бы один
тормозной барабан, так как под давлением в системе будут выжаты
поршни из колесного цилиндра и жидкость вытечет наружу.
При отвертывании пробки наливного отверстия в главном цилиндре
тормозов необходимо тщательно следить за тем, чтобы внутрь
главного цилиндра не попала грязь.
Возможные неисправности тормозов и способы их устранения
приведены в табл. 22.
|