Билетопечатающие машины и автоматы

  Главная       Учебники - Транспорт ж/д     Организация билетно-кассовой работы

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

Глава 5 ПРИГОРОДНЫЕ БИЛЕТЫ НА ПОЕЗДА


Билеты для проезда в пригородных поездах действительны только в течение дня продажи. Срок их действия истекает до 4 ч утра следующих суток. Если пассажир в это время находится в пути, то безбилетным его не считают.

Пригородные билеты могут быть оформлены «туда и обратно». В таком случае они действуют для следования в обратном направлении на следующие сутки после даты продажи. При этом общевыходные и праздничные дни не учитываются. Пригородные билеты длительного дей-сгвия оформляются через систему «Экспресс» или по ручной технологии.

5.1. Билетопечатающие машины и автоматы

Для повышения качества обслуживания пригородных пассажиропотоков используют билетопечатающие машины (БПМ) и автоматы (БПА) с фискальной памятью. Машины печатают все виды пригородных разовых билетов: «туда» или «туда и обратно» полные, детские и льготные. Однако в связи с монетизацией льгот возникла необходимость количественного учета пассажиров по категориям для формирования отчетности, предъявляемой исполнительным органам власти того уровня, на котором было принято решение о предоставлении права льготного проезда. На основании реестров рассчитывают сумму компенсации за проезд пассажиров льготных категорий. Машина БПМФ не может вести учет льготных пассажиров по категориям. поэтому кассирам приходится такой учет вести вручную.

На рис. 22 показан разовый билет БПМФ. В каждом билете напечатан текст постоянного клише: в первой строке указано полное или сокращенное название дорожной дирекции, во второй — принадлежность и название вокзала или помер зоны, к которой относится пункт продажи (например, 4-я зона или 45 км). В третьей строке должен быть указан ИНН (идентификационный налоговый номер) фискального учета. В каждой строке может быть запрограммировано до 16 знаков (русским и латинским шрифтом, знаками или цифрами). В следующей строке нарастающим итогом указывается сумма выручки за смену.
 

После сменной суммы выручки в следующей строке печатается номер БПМФ, затем двузначный номер зоны, от которой рассчитывается тариф. Кроме того, на каждом билете печатается служебный цифровой код из четырех цифр. Вся эта информация составляет постоянное клише билета и печатается машиной на любом из возможных документов. С обратной стороны пригородного билета должно быть обозначение РЖД стилизованными буквами синего цвета.

На Московской железной дороге в «шапку» билета, как называют постоянное клише, каждый кассир в начале смены заводит свою фамилию. Это сделано для защиты от подделок, которые печатают на ксероксе или термочувствительной бумаге через факс.

В каждом билете печатаются дата и время, затем номер билета за смену. В следующей строке реквизиты поездки: вид билета (ПОЛ — полный, ЛЬГ — льготный, ДЕТ — детский), номер зоны отправления, затем стрелочками обозначено «туда» или «туда и обратно» и номер зоны назначения. В последней строке напечатана стоимость билета. На бесплатных билетах напечатано слово БЕЗДЕНЕЖНО. На вокзалах и остановочных пунктах, оборудованных автоматизированной системой оплаты, контроля и учета пассажиров электропоездов (АСОКУПЭ), на билетах БПМФ печатается штрих-код для прохода через турникеты.
 

 

Функциональные возможности БПМФ включаются нажатием клавиш на операционном модуле. В модуле размещены однокристальная микро-ЭВМ, запоминающие устройства, таймер реального времени и адаптер связи с внешней ЭВМ. Информация отображается на люминесцентном вакуумном индикаторе.

Операционный модуль соединен кабелем с модулем печати, в котором находятся блок питания с силовым трансформатором, выпрямителями и стабилизатором, печатающее устройство с термической головкой и механизм отрезки билета. Механизм отрезки состоит из неподвижного и подвижного ножей, приводимых в действие электромагнитом.

Назначение функциональных клавиш БПМФ в разных режимах различно. Основные режимы машины при работе билетного кассира: БИЛЕТ, ПРОСМОТР УСТАВОК, СТ. КАССИР. Машина удобна в работе. В начале смены билетный кассир должен напечатать пробный билет и пробную сменную ведомость в режиме ПРОСМОТР УСТАВОК. После печати этих документов смена считается «открытой».

Для обслуживания пассажиров машину переводят в режим БИЛЕТ. Для получения билета кассир цифровыми клавишами набирает номер зоны (или километр), затем одной из функциональных клавиш дает команду печати билета. Стоимость проезда не набирается, тариф рассчитывается программным способом.

Например, пассажиру требуются два полных и детский билеты для проезда в одну сторону от Московского вокзала Санкт-Петербурга до остановочного пункта Поповка, который относится к 4-й зоне. Билетный кассир набирает реквизиты: клавишу 4 и затем клавишу вида билета П—к которая служит пусковой. Получив первый билет, для последующих кассир нажимает только пусковую клавишу П—», затем Д->. Для печати одинаковых билетов не требуется вводить реквизиты поездки, билет с реквизитами предыдущего будет напечатан после нажатия клавиши вида билета. При оформлении проезда до станций, находящихся за пределами основного маршрута, кассир перед номером зоны должен набрать признак дополнительного маршрута. Например, при следовании с Московского вокзала Санкт-Петербурга через Волховстрой до Лодейного Поля оформление производится по маршруту 2, через Чудово до Великого Новгорода (станция Новгород-на-Волхове) по маршруту 1. Машина способна оформлять до 10 дополнительных маршрутов.
 

 

Пригородные билеты печатаются БПМФ на ленте из термочувствительной бумаги, бобины которой находятся на строгом учете. При «закрытии» смены в последней строке сменной ведомости будет напечатан расход билетной ленты в метрах. Например, ЛЕНТА = **38.56, что означает расход билетной ленты с начала смены 38 м 56 см. Такой расход соответствует печати примерно 750 билетов и отчетных документов в начале работы и при окончании смены. Если значение расхода ленты примерно совпадает с количественными данными выданных билетов, то его записывают в отчетной книге формы.

После окончания работы кассир должен смену «закрыть». Это означает необходимость распечатать контрольную ленту и сменную ведомость. Информация с этих отчетных лент заносится в книгу. Любая попытка распечатать контрольную ленту приведет к требованию машины «закрыть» смену.

В настоящее время осуществляется переход на применение в пригородных кассах современной системы «Феликс» на базе персональной ЭВМ. Она позволяет оформлять любые пригородные билеты, а главное — учитывает льготные билеты по категориям и принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..