Гашение испорченных проездных документов в системе «Экспресс»

  Главная       Учебники - Транспорт ж/д     Организация билетно-кассовой работы

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

2.2. Гашение испорченных проездных документов в системе «Экспресс»

Испорченный при оформлении проездной документ выдавать пассажиру нельзя. Для возврата мест в систему и списания денежных сумм со сменных счетчиков испорченные документы следует погасить. Гашение производят в тех случаях, когда при печати проездного документа происходят сбои: неполная печать, сдвиг текста относительно типографской разметки и др. Для этой операции выделен вид работы Р25.

2.2.1. Условия гашения

Гашение возможно только на том терминале, на котором был оформлен испорченный поездной документ. К этой операции

 

прибегают в случае неверного набора даты отправления (числа или месяца), фамилии пассажира и номера предъявленного документа. Особенно внимательным кассир суточной кассы должен быть при оформлении билетов на поезда, отправляющиеся после 0 часов, а кассы предварительной продажи билетов — уточнять месяц по названию. Если будет допущена ошибка даты либо искажена фамилия или неправильно набран номер документа пассажира, следует погасить испорченный и оформить новый проездной документ.

Приходится гасить проездной документ и в случае, если при расчете у пассажира не хватает денег. Следует отличать случаи неверного оформления от тех ситуаций, когда пассажир передумал ехать, либо вместо него поедет кто-то другой, либо надо изменить станцию назначения и т.п. В таких случаях проездные документы следует сдавать через кассу возврата. Отказ пассажира от предложенных мест также не может служить причиной гашения. Во всех случаях гашения производится расследование, поэтому все погашенные в течение смены бланки должны быть подписаны дежурным администратором или старшим билетный кассиром pi заверены его должностным штемпелем. Также следует погасить проездной документ, если в правом верхнем углу напечатано «ДЛЯ ПРОЕЗДА НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН».

Для гашения используется вид работы Р25. Суммы всех провозных платежей со сменных счетчиков снимаются, места с погашенного проездного документа возвращаются в систему. Для выполнения этих условий в инструкции билетному кассиру четко указано, что гашение он должен производить следующим заказом. Если после выполнения заказа прошло более 1 ч, то в систему при гашении проездного документа вернутся только места, а денежные суммы останутся на сменном счетчике.

При любом из возможных способов гашения ответ системы печатается на бланке вспомогательного документа. Это бланк с защитной сеткой синего цвета, номера не имеет, поэтому к бланкам строгого учета не относится. Погашенный проездной документ следует перечеркнуть крест-накрест по диагоналям, справа указать причину гашения, заверить у старшего кассира. Бланк гашения должен быть снизу подклеен к погашенному проездному документу. Если все-таки гашение не прошло, из-за чего денежные суммы остались на сменном счетчике билетного кассира, то будет выставлен

начет на всю сумму расхождения отчетных данных и денежной выручки. Для расследования следует составить акт формы А-2э о расхождении сданной выручки с показаниями счетчиков и написать объяснение о случившемся.

 

 

 

2.2.2. Гашение следующим заказом

Погасить испорченный проездной документ технологически правильнее всего следующим заказом. Такой способ называют «коротким гашением» и применяют в том случае, если никакой другой запрос в систему не посылали: F25 КI(может быть 2, 3 или 4). За ключом К (короткое гашение) набирают номер бланка в заказе, который указан в четвертой (служебной) строке проездного документа. Технологически допустимо погасить проездные документы, оформленные в одном заказе, как по порядку, так и выборочно.

Важно отметить, что особенности оформления проездных документов позволяют избежать необходимости гасить проездной документ. После ответа системы «ВЫПОЛНЕНО», до того, как нажать клавишу печати F2, можно просмотреть как содержание выполненного заказа, используя функциональную клавишу F8, так и текст набранного запроса (клавиша F7). При несогласии пассажира с выполненным заказом, например, по стоимости или найденному системой номеру места, следует не печатать, а «сбросить» заказ, т.е. аннулировать его (клавиша F5). По инструкции билетный кассир может аннулировать заказ не позднее 10 мин после ответа системы. Если отказ принят, то система выдаст для печати на вспомогательном бланке «ОТКАЗ ОТ ЗАКАЗА», в котором будут указаны номер аннулированного заказа, сумма и номера бланков. Неиспользованные бланки будут использованы для выполнения следующего заказа. Упустив возможность отказа от ненапечатанных документов, придется произвести короткое гашение напечатанных следующим запросом.

Важно отметить, что после аннулирования следует воспользоваться технологической возможностью исправления заказа, от которого произведен отказ. Для этого следует клавишей F3 включить функцию корректировки, затем набрать ключ, информацию в котором надо исправить. Курсор окажется в требуемом ключе. Как правило, нужно исправить лишь несколько знаков в одном-двух ключах, после чего исправленный заказ может быть вновь отправлен в систему. Использование таких технологических приемов повышает производительность работы билетного кассира.
 

 

 

2.2.3, Использование штрих-кодов

Если ошибку в оформлении проездных документов обнаружил не сам кассир, а пассажир, то возможна конфликтная ситуация. Бывает, что пассажир отошел от билетной кассы и обнаружил ошибку через некоторое время, за которое кассир оформил несколько заказов. В этих случаях гашение следующим заказом осуществить невозможно, но кассиры, стремясь оперативно урегулировать возникший конфликт с пассажиром, допускают ошибки и гасят коротким способом не испорченные, а правильно оформленные документы.

В пределах константы гашения (1 ч) с отметкой администратора проездной документ погасить можно. Для этого в версии системы «Экспресс-3» используют штрих-коды, в которых закодирована информация о бланке и проездном документе. Эту информацию вводят за ключом W. Штрих-коды считывают сканером. Если в билетной кассе нет сканера, то на клавиатуре с проездного документа последовательно и очень внимательно набирают цифры, расположенные под первым, а затем под вторым штрих-кодами (всего 28 знаков). Например:

Р25 W 2011325497090201447286250020

Первый штрих-код Второй штрих-код

Однако такой прием не позволяет погасить проездной документ, на котором нет второго штрих-кода и напечатано «ДЛЯ ПРОЕЗДА НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН».

2.2.4. Укороченное гашение

При невозможности использования предыдущих способов применяют гашение с помощью ключей. Способ называют «укороченным» по числу ключей. Информацию для набора за ключами берут с проездного документа, который требуется погасить. Например: Р25 N027АА D1510 W О F НТ497090 5ЕК. Это означает, что текст запроса составлен для гашения проездного документа на поезд № 27 отправлением 15 октября, оформленного на Октябрьской железной дороге. Серия и номер бланка НТ 497090, затем без пробелов набирают трехзначный защитный код.

Важно обратить внимание на точность и скрупулезность при наборе информации за ключами. При усталости билетного кассира бывают ошибки ввода больших массивов цифр. При гашении по способу штрих-кодов билетные кассиры торопятся, сбиваются, путают
цифры. По укороченному способу не могут правильно прочитать защитный код, путают в нем буквенные и цифровые обозначения (букву О и цифру 0, букву Ч и цифру 4, букву 3 и цифру 3). При любой из таких ошибок гашение не пройдет, вот почему нельзя допускать превышение установленного времени гашения в течение 1 ч.

Четвертый способ гашения (длинный) наиболее трудоемкий, поскольку требует ввода информации с проездного документа полностью. Такой способ наряду с коротким и укороченным использовали в системе «Экспресс-2». При переходе на «Экспресс-3» способ полного гашения программно закрыт.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..