Гидроходоуменьшитель предназначен для обеспечения использования
тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 на сельскохозяйственных, а также
строительно-дорожных работах с машинами, требующими «ползучих»
технологических скоростей движения.
Устройство и работа. С помощью гидроходоуменьшителя можно
получать дополнительные пониженные диапазоны скоростей движения трактора
и бесступенчато изменять скорости движения в пределах передачи
пониженных диапазонов.
Механическая часть ходоуменьшителя, включаемая в кинематическую цепь
трансмиссии трактора, необходима для увеличения передаточного числа. При
этом на передачах первого, второго диапазонов заднего и первого и
третьего диапазонов переднего хода направление движения изменяется на
обратное, а скорость снижается.
Для бесступенчатого повышения (понижения) скорости используют
особенность дифференциального механизма механической части изменять
передаточное число пропорционально частоте вращения промежуточного
элемента, чего добиваются регулированием момента под-тормаживания.
Основная сборочная единица гидроходоуменьшителя — дифференциальный
механизм, состоящий из солнечной шестерни 21 (рис. 139), водила 22, трех
сателлитов 6, установленных на осях 14 и коронной шестерни 23..
В механическую часть входят промежуточная пара, состоящая из
вала-шестерни 17, на котором установлен дифференциальный механизм, и
промежуточной шестерни 11, размещенной на оси 12, а также зубчатой пары
привода насоса, включающей в себя наружный венец коронной шестерни и
вал-шестерню 24.
Солнечная шестерня установлена на валу-шестерне 17, сателлиты 6 —на осях
14, коронная шестерня 23 — на ступице водила, вал-шестерня 17—в корпусе.
Промежуточная шестерня 11 установлена на оси 12, вал-шестерня 24 привода
насоса—в корпусе.
Крутящий момент от дизеля передается через шестерню 13 (см. рис. 40)
коробки передач, находящуюся в постоянном зацеплении с дополнительным
венцом солнечной шестерни 21 (см. рис. 139), дифференциальный механизм
ходоуменьшителя, зубчатый венец вала-шестерни 17, промежуточную шестерню
11 и на шестерню 12 (см. рис. 40). С помощью последней включают или
выключают гидроходоуменьши-тель, вводя ее в зацепление с зубчатым венцом
шестерни 11 (см. рис. 139).
Нижнее положение тяги 7—гидроходоуменьшитель включен, верхнее —
гидроходоуменьшитель выключен. Вилка с валиком фиксируется шариком 30 с
пружиной 29. Положение рычага 3 регулируют вилкой 5.
Гидравлическая система гидроходоуменьшителя включает в себя насос 31,
дроссель 19 с предохранительным клапаном, маслозаборник 26 и
маслопроводы 27 и 32. Насос, предназначенный для создания момента
сопротивления вращению коронной шестерни 23, установлен на корпусе
гидроходоуменьшителя и связан с валом-шестерней 24 привода насоса.
Всасывающая магистраль насоса через трубопровод 27 соединена с
масло-заборником 26, который необходим для забора масла из корпуса
ходоуменьшителя и предохранения гидравлической системы от попадания в
нее посторонних предметов. Нагнетательная полость насоса 31 через
маслопровод 32 соединена с дросселем, регулирующим расход жидкости,
подаваемой насосом, и предохраняющим гидросистему от перегрузки [от
давления выше 14,7 МПа (150 кгс/см2)].
Расход жидкости изменяют регулированием щели между седлом 35,
установленным в корпусе 34 дросселя, и штоком 36, поджимаемым давлением
масла к торцу винта 38.
В штоке 36 предусмотрены осевые и радиальные сверления, предназначенные
для предохранения насоса от перегрузок (перегрева) при закрытом
дросселе.
Винтом 38, ввернутым в гайку 37, ограничивают ход штока 36. Гайка
зафиксирована от проворачивания в крышке 39. Предохранение системы от
перегрузок происходит автоматически за счет поднятия штока 36, винта 38,
гайки 37 и сжатия пружины 40. Масло из дросселя сливают в картер коробки
передач через отверстие в корпусе гидроходоуменьшителя. Управляют
гидравлической системой гидроходоумень-шителя с помощью стержня 1 с
рукояткой, выведенного в кабину и передающего вращение на винт дросселя
через карданную муфту 8 и головку винта 2. При вращении рукоятки по ходу
часовой стрелки скорость трактора увеличивается, против
хода—уменьшается.