Тормозной кран тракторов МТЗ-100, МТЗ-102

  Главная      Книги - Трактора     Трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 (Ксеневич И.П.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..

 

 

Тормозной кран тракторов МТЗ-100, МТЗ-102

 

 

Тормозной кран предназначен для управления тормозами прицепов. Приводы тормозного крана, рабочих тормозов и стояночного тормоза сблокированы.

Кран установлен с правой стороны трактора на кронштейне у правого тормоза. Тормозной кран приводится в работу от рычага 1 (рис. 133) правой педали рабочего тормоза или рычага 2 стояночно-запасного тормоза через палец 3 и тягу 4.

Тормозной кран состоит из корпуса 5 (рис. 134), вставки 10, в которой выполнен канал А (рис. 135) противодавления, крышки 11, имеющей канал Б нагнетания, соединенный с каналом В управления через подпружиненный впускной клапан 13.

Канал А (см. рис. 134) соединяет полость Д с полостью Е.

Между крышкой 11 и вставкой 10 закреплена диафрагма 2, в центре которой проходит полый шток 1 (седло выпускного клапана 12). Между вставкой 10 и корпусом 5 закреплена диафрагма 4, к которой с помощью гайки 9 прикреплен шток 6. Между диафрагмами 2 и 4 установлена уравновешивающая пружина 3. В корпусе 5 размещены рычаг 14 и возвратная пружина 7. Рычаг 14 опирается на регулируемые упоры 15 и 16.

Внутренняя полость корпуса тормозного крана защищена резиновым чехлом 8, а полость Г вставки 10 соединена через отверстие Ж с атмосферой.

Тормозной кран работает следующим образом. В расторможенном состоянии впускной клапан 13 открыт, а выпускной 12 закрыт, и сжатый воздух из ресивера через канал Б нагнетания поступает в канал В управления и соединительную магистраль прицепа. Сжатый воздух по каналу А поступает в полость Е противодавления и сжимает пружину 3.

При торможении агрегата рычаг 14 с помощью тяги 4 тормозной педали поворачивается и отводится от упора 16, преодолевая усилие пружины 7; шток 6 с диафрагмой 4 перемещается вверх, снижая усилие воздействия пружины 3 на диафрагму 2. Последняя под действием давления сжатого воздуха в полости Д передвигается вверх.

Клапаны 12 и 13 от усилия пружины 18 перемещаются вверх: впускной клапан 13 закрывается, а выпускной 12 открывается. Сжатый воздух из магистрали управления выходит через отверстие Ж в атмосферу. Снижение давления в соединительной магистрали приводит к поступлению воздуха из ресивера прицепа к тормозным камерам колес прицепа. Прицеп затормаживается. Таким образом, в случае разрыва сцепки и рассоединения соединительной магистрали, что равнозначно снижению давления в соединительной магистрали до нуля, прицеп автоматически затормаживается.

При подтормаживании, т. е. неполном ходе педали и рычага, рычаг 14 в меньшей мере воздействует на тормоза, пружины 3 и 7 позволят частично переместиться диафрагме 2 и клапанам. Клапан 12 выпускает воздух из соединительной магистрали в атмосферу через отверстие Ж до тех пор, пока сила давления сжатого воздуха на диафрагму 2 в полости Д не уравновесится сопротивлением пружины 3.

Равенство сил приводит к закрыванию выпускного клапана под действием пружины 14. Давление воздуха в соединительной магистрали выравнивается. Таким образом, каждому положению педали привода тормозов соответствует определенное давление в соединительной магистрали и в тормозных камерах колес прицепа, т. е. тормозной кран обладает следящим действием.

 

При снятии усилия с рычага 14 возвратная пружина 7 перемещает его, а также шток 6, пружину 3, диафрагмы 2 и 4 в сторону выпускного и впускного клапанов. Седло 1 встречается с клапаном 12, перекрывая сообщение канала В с атмосферой, а клапан 13 отходит от своего седла, пропуская сжатый воздух из ресивера трактора в соединительную магистраль. Одновременно воздух по каналу А поступает в полость Е и воздействует на диафрагму 4, сжимая пружину 3. Из соединительной магистрали воздух поступает в воздухораспределитель прицепа, который под действием давления срабатывает, и воздух из ресивера трактора начинает поступать в ресивер прицепа (идет его подзарядка), а из тормозных камер прицепа воздух выходит в атмосферу. Прицеп растормаживается. Рабочая полость Д сообщается с полостью Е через канал А. В результате в этих полостях создается равное давление, что снижает усилие в приводе крана и на педалях тормозов.

В тормозном кране имеется встроенный пружинный компенсатор хода, позволяющий обеспечивать требуемый ход педалей тормозов трактора.

Давление воздуха в магистрали управления на выходе из соединительной головки проверяют после 1000 моточасов (и далее с такой же периодичностью). Полученные результаты замеров давления сопоставляют с требуемыми значениями. Наличие отклонений указывает на необходимость регулировки тормозного крана, которую проводят после проверки герметичности пневматической системы, регулирования привода управления основными тормозами, стояночно-запасным тормозом и регулятора давления. Кран регулируют следующим образом:

— к головке 9 (см. рис. 130) подсоединяют указатель давления (манометр) с ценой деления 0,1 кгс/см2 (0,098 МПа) и шкалой до 10 кгс/см2 (0,98 МПа);

— включают компрессор 2 и доводят давление воздуха в ресивере 7 до 0,71...0,72 МПа (7,1...7,2 кгс/см2);

— проверяют давление по манометру, подключенному к соединительной головке, при исходном положении органов управления тормозами. При давлении ниже 0,71...0,72 МПа (7,1...7,2 кгс/см2) тягу 4 (см. рис. 133) отъединяют от рычага 5 крана и снимают чехол 8 (см. рис. 134);

— регулировочной пробкой 17 изменяют усилие пружины 7, т. е. прижатие рычага 14 к упорам 15 и 16;

— изменяя положение упоров 15 и 16, доводят давление на выходе из головки 9 (см. рис. 130) до 0,71...0,72 МПа (7,2...7,3 кгс/см2);

— на кран надевают чехол 8 (см. рис. 134) и подсоединяют тягу 4 к рычагу 5, отрегулировав ее длину так, чтобы при неотжатом от упоров 15 и 16 рычаге 14 палец 3 касался верхних кромок рычагов 1 и 2 (см. рис. 133);

— полным нажатием на педали основных тормозов или затягиванием

рычага стояночно-запасного тормоза поочередно проверяют давление на выходе из соединительной головки, которое должно упасть до нуля.

Опережающее включение тормозов прицепа (прицепов) при торможении происходит за счет выбранной кинематики привода тормозного крана. Для увеличения опережающего действия тормозов прицепов допускается увеличивать ход педалей тормозов до 110 мм.

 

 

Рис. 133. Тормозной кран:
I — рычаг рабочего тормоза; 2 — рычаг стояночно-запасного тормоза; 3 — палец; 4 — тяга; 5 — рычаг; б — тормозной кран.

 

 

 

 

Рис. 134. Тормозной кран: а — продольный разрез; б —разрез по регулировочному винту; 1 и 6 — штоки; 2 и 4 — диафрагмы; 3 — уравновешивающая пружина; 5 — корпус; 7 — возвратная пружина; 8 — чехол; 9 — гайка; 10 — вставка; 11—крышка; 12 — выпускной клапан; 13 — впускной клапан; 14 — рычаг; 15 и 16 — регулируемые упоры; 17 — регулировочный вин г; 18 — конусная пружина; А ~ канал противодавления; Б — канал нагнетания; В — канал управления; Г. Д и Е — полости; Ж — атмосферное отверстие.

 

 

 

 

Рис. 135.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..