ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ТРАКТОРОВ Т-150 И Т-150К
Дефектация при капитальном ремонте тракторов
Т-150 и Т-150К
Дефектация деталей при капитальном ремонте
определяет не только качество отремонтированных машин, но и
эффективность всего ремонтного производства.
Детали, поступающие в ремонт, имеют различные дефекты, связанные с
искажением их геометрической формы и размеров, изменением
физико-механических свойств материалов, а также нарушением целостности и
сплошности.
Методика, приемы и средства измерений деталей тракторов Т-150 и Т-150К
подробно освещены в технической документации, разработан-ной
Государственным всесоюзным научно-исследовательским технологическим
институтом ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ).
Для дефектации деталей используется более 500 наименований
контрольно-измерительных средств, из них жесткие калибры — 53 % и
микрометрические приборы — 20%. В результате использования калибров
достигается высокая точность измерений, отпадает необходимость в их
настройке и переналадке средств измерений, благодаря чему снижаются
продолжительность и трудоемкость дефектовоч-лых операций.
Геометрические параметры деталей контролируют преимущественно
микрометрическими инструментами.
Особое значение при ремонте придают контролю физико-механи-чсских
свойств (твердости, упругости и намагниченностн) ответственных деталей и
обнаружению в них скрытых дефектов.
Твердость термически не обработанных деталей из чугуна и цветных
металлов определяют твердомером ТШ-2, а термически обработанных стальных
деталей — твердомером ТК-2М. Для проверки намагниченности роторов
магнето применяют магнитометры МД-4.
Для выявления трещин в деталях из черных металлов рекомендуется
использовать стационарные (М-217) или передвижные (ДМП-2) магнитные, а
цветных — соответственно люминесцентные (ЛДА-3 или ЛДА-2) дефектоскопы.
Для обнаружения раковин, пор и пустот в деталях, восстанавливаемых
сваркой, пайкой и полимерными композициями, применяют ультразвуковые
дефектоскопы. Из них предпочтение следует отдавать ультразвуковым
дефектоскопам УЗД-7Н, используемым с приспособлением для определения
глубины расположения дефектов.
Порядок дефектовочных операций определяется их целесообразной
последовательностью, сокращением до минимума
подготовительнозаключительного времени, затрачиваемого контролером на
отыскание и ознакомление с данными, содержащимися в технических
требованиях на ремонт, выбором измерительных средств и оформлением
сопроводительной документации по результатам дефектации.
Рекомендуется следующий порядок дефектации деталей.
В первую очередь выявляют дефекты, по которым детали подлежат
выбраковке. При обнаружении таких дефектов детали выбраковывают и другие
параметры уже не контролируют.
Выбраковочные дефекты определяют в зависимости от их характера
следующими способами:
осмотром (обломы, изломы, трещины, повреждения);
промером (предельные геометрические параметры и значения
физико-механических свойств);
дефектоскопией, гидравлическим и пневматическим испытанием (трещины,
раковины в деталях, негерметичность корпусных деталей и емкостей).
Для дефектации деталей тракторов Т-150К разработаны технологические
карты. Их целесообразно использовать в комплекте с автоматической
справочной установкой АСУ-50.
Каждая карта состоит из двух частей. В одной части
карты расположен эскиз детали и допустимые при ремонте значения ее
основных технических параметров. В другой части карты показан рисунок,
иллюстрирующий порядок, приемы и средства контроля ее параметров. Для
получения нужной информации по какой-либо детали дефектов-щику
достаточно нажать соответствующую кнопку-включатель справочной
установки.
Сокращает затраты времени на дефектацию деталей применение
дефектовочно-комплектовочной ведомости, которую составляют для каждого
агрегата и прикладывают к оборотно-комплектовочным контейнерам.
В нее записывают следующие сведения: количество деталей, выбракованных в
процессе дефектации, подлежащих ремонту и восстановлению по кооперации,
непосредственно в своей мастерской, а также стоимость использованных при
ремонте данного агрегата различного рода деталей.
Такие ведомости издаются типографским способом, в них дан полный
перечень наименований деталей по каждому агрегату.
Это не только освобождает дефектовщика от трудоемкой оформи-тельной
работы, но и облегчает работу комплектовщика, работников склада и
бухгалтерии по учету запасных частей и материалов, расходуемых на ремонт
тракторов.
На участках дефектации применяют и входной контроль запасных частей и
деталей, восстановленных на смежных предприятиях по кооперации.
В результате этого устраняется возможность поступления на сборку
некондиционных запасных частей и деталей.