ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ТРАКТОРОВ Т-150 И Т-150К
Очистка при капитальном ремонте тракторов Т-150
и Т-150К
Полное удаление загрязнений является
необходимым условием для повышения межремонтного ресурса тракторов и
всей культуры ремонтного производства.
Хорошая очистка достигается на основе многостадийности моечных операций.
Типовые технологические процессы очистки при капитальном ремонте
включают в себя три стадии: 1) мойку тракторов и их агрегатов перед
разборкой; 2) мойку деталей после разборки; 3) мойку в процессе ремонта
и перед сборкой. При этом предусматривают, чтобы основную массу
загрязнений можно было удалить с тракторов, агрегатов и деталей на
возможно ранней стадии ремонтного цикла. Для этого тракторы в процессе
приема в ремонт подвергают наружной
мойке, а из баков и картеров перед постановкой на
площадку ремонтного фонда сливают масло и остатки топлива.
Моют тракторы в струйных механизированных моечных машинах типа ОМ-8ОЗ6М.
Трактор при помощи крана устанавливают на транспортную тележку и подают
на поворотный круг моечной камеры. После закрытия дверей камеры включают
насос подачи моющей жидкости, поворотный круг и душевое устройство.
Наиболее загрязненные места промывают при помощи гидромонитора, которым
управляет оператор-мойщик, находящийся вне камеры. Машина снабжена
циклонными устройствами, которые позволяют очищать моющий раствор от
грязи и остатков нефтепродуктов.
Вместимость топливных баков тракторов Т-150 и Т-150К превышает 300 л, а
масляных — 160 л. Поэтому при сливе отработанного масла и остатков
топлива нужно предусматривать не только их экономию, но и необходимость
обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий для ремонтных
рабочих.
Эстакада представляет собой платформу с подставками 9 (рис. 2) и
системой сливных лотков и корыта. Под эстакадой располагаются три
емкости: I — для топлива, II — для масел и III — для масел с остатками
конденсата. Эстакада оснащена насосной станцией. В ее состав входят два
насоса НШ-46У, которые приводятся в действие электродвигателями. От
осадков насосная станцня, сливные лотки и корыто защищены крышками.
Цистерны монтируют на площадке, оснащенной люком и лестницей. К эстакаде
от котельной подводят пар, который используют для пропаривания картеров
агрегатов тракторов. В зимнее время пар применяют, кроме того, для
подогрева масел в картерах и системах тракторов и масел в емкости III.
Для этого емкость III оборудуют обогревающим регистром, состоящим из
гребенки 11 и заслонки. Для стока конденсата паропровод устанавливают
относительно поверхности площадки под углом 15 ° и оснащают в нижней
части вентилем для слива конденсата. К картерам пар подают при помощи
паропроводов, снабженных вентилями и присоединительными шлангами.
Для слива из емкостей масел и топлива трактор устанавливают на подставки
9. Топливный бак при помощи шланга соединяют с патрубком 5. В результате
этого отработанное масло из картеров и систем стекает в лотки 13 и по
трубопроводам поступает в корыто 8. Из корыта масло по трубопроводу 21
при помощи заслонки 23, установленной в положение А, направляется в
емкость II, а топливо по трубопроводу 5 стекает в емкость I. Из емкостей
масло и топливо перекачиваются насосами в цистерны 18 и 19. После
предварительной фильтрации топливо из цистерны 19 поступает на пост
заправки тракторов, вышедших из ремонта.
После слива отработанного масла картеры основных агрегатов тракторов
пропаривают, а затем промывают при помощи установки ОМ-2879А. Остатки
масла после пропаривания и промывки через систему сливных лотков
поступают в корыто и при помощи заслонки, установленной в положение Б,
направляются в емкость III.
Из емкости III масло, всплывающее на поверхность конденсата,
перекачивают в цистерну 18, а конденсат откачивают в автомобили-цистерны
и вывозят за пределы мастерской. По мере наполнения цистерны 18 масло
направляют на регенерацию. После слива топлива и масла трактор козловым
краном снимают с эстакады, устанавливают на конвейер, подают в
мастерскую и повторно моют горячей водой в моечной машине ОМ-80З6М.
Перед мойкой с трактора снимают облицовку, крылья кабины,
электрооборудование, приборы, сиденья, водяной и масляный радиаторы.
Назначение этой мойки — наиболее полно удалить дорожно-почвенные
загрязнения из труднодоступных мест и прогреть зимой трактор перед
разборкой.
После повторной наружной мойки с рамы трактора снимают двигатель и
сборочные единицы шасси. Двигатель и часть агрегатов шасси направляют в
ремонт по кооперации, а оставшееся подвергают очистке перед разборкой на
детали в погружных ваннах. Агрегаты и сборочные единицы трансмиссии и
ходовой системы (коробка передач с раздаточной коробкой, ВОМ, ведущий
мост, рессоры, навесная система, балансиры и направляющие колеса)
вываривают в ваннах ОМ-3996.
Рис. 1. Схема технического процесса капитального
ремонта тракторов Т-150 и Т-150К.
Рис. 2. Схема эстакады для удаления из емкостей
трактора Т-150К отработанного масла и остатков топлива:
I, II, III — емкости; I — установка ОМ-2871А; 2, 4 и 17 — крышки; 3 —
паропровод; 5, 16, 21 и 22 — трубопроводы; 6. 7 и 12 — вентили; 8 —
корыто; 9 — подставка; 10 — электродвигатель; II — гребенка; 13 — лоток;
14 — лестница; 15 — площадка эстакады; 18 к 19 — цистерны; 20 — люк; 23
— заслонка.
Сборочные единицы устанавливают в ванну в
контейнерах или подвешивают на кронштейнах. После очистки в погружных
ваннах и разборки основную массу деталей (корпуса коробки передач,
ве-дущего моста и ВОМ, валы, шестерни и др.) моют в струйных машинах
ОМ-4267.
Отдельные детали и сборочные единицы (рамы, подшипники, радиаторы,
топливные баки, кабины, оперение и др.) необходимо подвергать
специальной очистке.
Для очистки рам от загрязнений целесообразно использовать выварочную
ванну ОМ-9462. От ванны ОМ-3996 она отличается лишь наличием
колеблющейся (или вращающейся) платформы, на которую и крепят перед
мойкой раму трактора.
Для удаления грязевых пробок в проушинах звеньев гусениц применяют стенд
ОР-7743, накипи в радиаторах — установку 2024, пропаривания и промывки
топливных баков — установку 2030.
Подшипники качения очищают в струйной установке 2005, а метизы — в
установке барабанного типа ОМ-6О68М.
Старую краску с кабин, оперенья и крыльев снимают в трехсекционной
установке АКТБ-142.
Для расконсервации запасных частей и восстановленных деталей используют
машины ОМ-5287 и ОМ-5288.
Перед сборкой детали очищают в машине ОМ-4267.
На специализированных ремонтных предприятиях из картеров двигателей
перед ремонтом сливают остатки масла. Двигатели подвергают наружной
мойке в струйных машинах ОМ-837Г, ОМ-11501 или ОМ-22602.
Машина ОМ-11501 предназначена для предприятий с программой ремонта не
менее 7 тыс. двигателей в год, а ОМ-22602—15 тыс.
После снятия магнето, топливного насоса, гидронасоса, воздухоочистителя,
крышек головки цилиндров и картера сцепления двигатель подвергают
погружной очистке в машине ОМ-5299 с последующим ополаскиванием в машине
ОМ-5300. Затем двигатель разбирают на сборочные единицы, которые очищают
в струйной камерной машине ОМ-4267.
После разборки сборочных единиц детали комплектуют в отдельные группы и
подвергают очистке с учетом специфики их загрязнения. Масляные каналы
блоков цилиндров и коленчатых валов очищают в моечной машине ОМ-3600. От
смолистых отложений детали очищают в машинах ОМ-5287 и ОМ-5288. Как и
при ремонте шасси, нормали двигателя моют в машине ОМ-6068М. Продукты
коррозии и накипь блока цилиндров удаляют промывкой в машине ОМ-9788А.
Остальные детали двигателя очищают от накипи, нагара и ржавчины в
установках ОМ-4944 или ОМ-5458, используя в качестве очищающих сред
расплавы солей.
Фильтрующие элементы очищают от загрязнений, а запасные части и
восстановленные детали от консервирующих смазок — в машинах ОМ-5287 и
ОМ-5288.
Перед сборкой детали двигателя промывают в машине ОМ-4267, масляные
каналы — в машине ОМ-З600, а головки блоков цилиндров— в машине ОМ-4610.
Полностью удалить загрязнения при ремонте можно лишь при использовании
соответствующих моющих средств и строгом соблю-дении технологических
режимов очистки. Технологические режимы очистки шасси тракторов Т-150 и
Т-150К и их двигателей, рекомендованные ГОСНИТИ, приведены
соответственно в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Технологические режимы очистки шасси
тракторов Т-150 и Т-150К
Режим очистки
Наименование
операции
Марка
машины
Моющее средство
концент
рация,
г/л
температура, °С
давление, МПа
(кг/см2)
продолжи
тельность,
мин
Наружная очистка
трактора перед постановкой на склад ремонтного фонда
СМ-8036М (С816-354)
Вода
—
70..
.80
0,8... 0,9 (8...9)
30
...60
Струйная очистка
подразобранного трактора
ОМ-8036М
»
—
70..
.80
0,8... 0,8 (8...9)
20
...40
Погружная очистка
агрегатов и сборочных
ОМ-9472
Лабомид-203, МС-8
20... 30
80..
.90
25
...30
единиц
Струйная очистка
подшипников
2005
То же
20
65..
.75
0,25 (2,5)
1,5
Циркуляционная
очистка радиаторов от накипи
2024
Каустическая сода
50
70..
.80
0,05...0,10 (0,5...
1)
30
...40
Циркуляционная
очистка топливных баков
2030
Пар
—
100..
120
0,3(3)
20
...30
Погружная очистка
рам
ОМ-9462
Каустическая сода
50
85..
95
—
40
...60
То же нормалей
ОМ-6068А
Керосин
—
18..
25
—
15
...20
» » гусениц
ОМ-7743
Вода
—
20..
30
—
20
...30
Погружное удаление
старой краски:
снятие краски
АКТБ
Каустическая сода
50
85..
95
40
..60
ополаскивание
Лабомнд-205, МС-8
20... 25
85..
95
—
40
..60
пассивация
То же
5
85..
95
—
40
..60
Струйная очистка
деталей
ОМ-4267
Лабомид-101, МС-6
15...20
75..
85
0,4... 0,6 (4...6)
6
..15
Погружная
расконсервация деталей
ОМ-5287
Лабомид-20,'!, МС-8
20... 25
85..
95
—
10
..15
Струйная очистка
деталей перед сборкой
ОМ-4267
Лабомид-101, МС-6
5...10
75...
85
0,4... 0,6 (4... 6)
6
..15
Таблица 2. Технологические режимы очистки
двигателей СМД-60 и СМД-62
Режимы очистки
Наименование
операции
Марка
машины
Моющее средство
концентрация, г/л
температура, °С
давление, МПа (кгс
/смг)
продолжи
тельность,
мин
Струйная наружная
мойка
ОМ-11501
Лабомид-101, МС-6
10...15
75..
.85
0,4..
(4..
0,6
6)
6
Погружная очистка
двигателя
ОМ-5299
Лабомид-315
.
20..
.30
10
... 15
Ополаскивание
ОМ-5300
Лабомид-101, МС-6
5
20..
.30
10
... 15
Струйная очистка
сборочных единиц
ОМ-4267
То же
5
80..
90
0,4..
(4..
0,6
6)
5
...15
Струйная очистка
масляных каналов блока и коленчатого вала
ОМ-3021
» »
20
80..
90
0,4...
(4..
0,6
6)
10
... 15
Погружная очистка
деталей
ОМ-5287
Лабомид-315
—
20..
30
—
10
.. 15
Ополаскивание
ОМ-5288
Лабомид-101, МС-6
5
20..
30
—
10
..15
Очистка мелких
деталей и нормалей
ОМ-6О68А
Керосин
—
18..
25
—
15
..20
Погружная очистка
блоков от продуктов коррозии и накипи