Особенности эксплуатации мощных и сверхмощных
тракторов
Мощные и сверхмощные тракторы обладают высокими технико-экономическими
показателями. Степень реализации их на практике во многом определяется
уровнем эксплуатации. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть
наиболее важные особенности эксплуатации сверхмощных тракторов. Прежде
всего следует отметить, что эксплуатация тракторов и их сборочных единиц
должна осуществляться в строгом соответствии с инструкциями
заводов-изготовителей. Каждый из тракторов рассматриваемого класса в
зависимости от вида выполняемых работ агрегатируется с определенным
набором машин.
Несмотря на то, что машины по основным параметрам (особенно по ширине
захвата и глубине обработки) спроектированы на основе утвержденных
технологий, а значения мощности тракторов увязаны с энергоемкостью
технологических процессов и комплекса машин при допустимой агротехникой
скорости передвижения, формализованный подход к агрегатированию без
учета особенностей почвенно-климатических зон не всегда позволяет
эксплуатировать агрегаты на базе сверхмощных тракторов, добиваясь
высоких технико-экономических показателей. В итоге на практике не всегда
удается реализовать заложенные возможности обеспечения высокой
производительности и снижения стоимости работ. Примером служит разрыв
между более высоким уровнем мощности новых модификаций тракторов и
ростом производительности агрегатов на их базе; как правило, увеличение
производительности отстает от повышения мощности. Причиной этого не в
последнюю' очередь является недостаточно высокий уровень эксплуатации.
Одна из особенностей эксплуатации сверхмощных тракторов связана с
необходимостью полного использования их возможностей, реализуемых через
колеса, валы отбора мощности и активный привод рабочих машин. Исключая
из рассмотрения случаи организационных неувязок и ошибок при
комплектовании агрегатов, отметим, что степень загрузки агрегатов с
дизелями, как правило, находится в диапазоне 70—90%. Это объясняется
рядом факторов. Не касаясь тех из них, которые могут быть устранены
улучшением организации работ, сконцентрируем внимание только на
технической стороне проблемы, связанной с характеристикой двигателя.
Учитывая характерную для условий эксплуатации на наиболее энергоемкой
операции по обработке почвы — вспашке — степень неравномерности
нагрузки, составляющую 0,2—0,3, на основе ряда исследований получаем,
что при комплектовании агрегатов с дизелями рационально при
агрегатировании обеспечивать степень загрузки двигателя на уровне 85%
±3%. В этой связи следует обратить внимание на тот факт, что у агрегатов
с ГТД рационально обеспечивать степень загрузки около97% ±2%. Практи-кой
опытной эксплуатации агрегатов с газотурбинными двигателями
подтверждается, что благодаря данной характеристике ГТД имеется
возможность повысить производительность труда в среднем на 17%.
Наряду с этим необходимо учитывать хорошо известные особенности
эксплуатации агрегатов с дизелями в холодные периоды года (и особенно
зимой в тех районах, где температура часто понижается до — 10СС и ниже).
Наличие жидкостной системы охлаждения приводит к тому, что часть времени
смены тратится непроизводительно на запуск двигателя, снижая сменную
производительность. В среднем последняя вследствие указанных
обстоятельств снижается на 10% (при температурах— 20°С— на 5—7%, а при
—30°С— на 12—13%). Запуск дизелей связан также с дополнительным расходом
денежных средств. В агрегатах с ГТД эти потери исключаются, так как в
двигателе отсутствует водяная система охлаждения, а запуск даже при
температуре —20°С осуществляется за 1,5—3 мин. К изложенному следует
добавить, что в процессе реализации энергоемких технологических
процессов число переключений передач в агрегатах с ГТД в 2,8—3,5 раза
меньше. Наряду с положительным влиянием на производительность это
обстоятельство благоприятно сказывается и на качестве выполнения
технологического процесса (например, вспашки).
Рассмотрим некоторые частные особенности эксплуатации тех и других типов
тракторов и агрегатов на их базе. Так, для тракторов с перспективными
более мощными дизелями типа ЯМЗ-8423 и ЯМЗ-8403 в зависимости от
температуры окружающего воздуха предусматривается использование
различных видов горюче-смазочных материалов и охлаждающих жидкостей.
Марки топлив, рекомендуемых для использования в двигателях в зависимости
от температуры воздуха, приведены в табл. 4.12.
4.12.
Марки дизельных топлив, применяемых в двигателях тракторов К-701 в
зависимости от температуры окружающего воздуха
Температура
окружающего воздуха. °С
Марка дизельного
топлива
по ГОСТу 47 49—73
по ГОСТу 305—73
Выше 0
дл
Л
От 0 до —20
ДЗ
3
От 0 до —30
ДЗ
зс
Ниже —30
ДА
А
Для смазки применяют моторные масла по ТУ
38.101783-79: летом — М-10ДМ; зимой — М-8ДМ.
Систему охлаждения заполняют антифризом «Тосол-А40» или «Тосол-А65»,
имеющими температуру замерзания соответственно —40 и —:65°С. Указанные
жидкости используются в системе охлаждения непрерывно в течение двух
лет, после чего они подлежат замене. Допускается применение в качестве
охлаждающей жидкости воды с при-садками против жесткости и
агрессивности. Пуск двигателей при температурах воздуха от —5 до —15°С
осуществляют с использованием электрофакельного устройства без
предварительного подогрева. При более низких температурах перед пуском
двигатель прогревают с помощью пускового подогревательного устройства. В
аварийных ситуациях (при выходе из строя системы электрозапуска)
допускается пуск буксировкой.
При установке гидрофицированного тягового крюка во избежание поломки
маятникового прицепного устройства производят его частичный демонтаж,
для чего вилку, палец и чеку снимают, а продольный брус отводят в одно
из крайних положений и фиксируют шкворнем. После подсоединения
транспортных средств крюк устанавливают в транспортное горизонтальное
положение (на высоте 660—670 мм от поверхности грунта до оси зева крюка)
и блокируют его корпус стяжками с задней полурамой. Для предотвращения
поломки тягового крюка и гидроцилиндров поворота трогание с места на
гибкой сцепке следует производить плавно, без рывков, предварительно
натягивая трос на малой скорости. При помощи гидрокрюка с трактором
соединяют полуприцеп 1ПТС-9Б, прицеп ЗПТС-12Б, разбрасыватели удобрений
РПБ-16, КСО-16 и РЖТ-16. Перед транспортированием навесных машин и
орудий их необходимо зафиксировать, для чего следует завернуть до упора
винты гидромеханических клапанов. Работа трактора в зимних условиях
должна осуществляться на зимних сортах смазки. Для предотвращения
разноса дизеля категорически запрещается топливный насос высокого
давления перед пуском заливать горячей водой. Мытье его под напором
запрещается в течение всего периода эксплуатации. В остальном необходимо
строго соблюдать инструкцию по эксплуатации в соответствующий период.