Особенности эксплуатации мощных и сверхмощных тракторов

  Главная      Учебники - Трактора     Сверхмощные тракторы сельскохозяйственного назначения (Л.Е. Агеев) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

4.4.

Особенности эксплуатации мощных и сверхмощных тракторов

Мощные и сверхмощные тракторы обладают высокими технико-экономическими показателями. Степень реализации их на практике во многом определяется уровнем эксплуатации. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть наиболее важные особенности эксплуатации сверхмощных тракторов. Прежде всего следует отметить, что эксплуатация тракторов и их сборочных единиц должна осуществляться в строгом соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Каждый из тракторов рассматриваемого класса в зависимости от вида выполняемых работ агрегатируется с определенным набором машин.

Несмотря на то, что машины по основным параметрам (особенно по ширине захвата и глубине обработки) спроектированы на основе утвержденных технологий, а значения мощности тракторов увязаны с энергоемкостью технологических процессов и комплекса машин при допустимой агротехникой скорости передвижения, формализованный подход к агрегатированию без учета особенностей почвенно-климатических зон не всегда позволяет эксплуатировать агрегаты на базе сверхмощных тракторов, добиваясь высоких технико-экономических показателей. В итоге на практике не всегда удается реализовать заложенные возможности обеспечения высокой производительности и снижения стоимости работ. Примером служит разрыв между более высоким уровнем мощности новых модификаций тракторов и ростом производительности агрегатов на их базе; как правило, увеличение производительности отстает от повышения мощности. Причиной этого не в последнюю' очередь является недостаточно высокий уровень эксплуатации.

Одна из особенностей эксплуатации сверхмощных тракторов связана с необходимостью полного использования их возможностей, реализуемых через колеса, валы отбора мощности и активный привод рабочих машин. Исключая из рассмотрения случаи организационных неувязок и ошибок при комплектовании агрегатов, отметим, что степень загрузки агрегатов с дизелями, как правило, находится в диапазоне 70—90%. Это объясняется рядом факторов. Не касаясь тех из них, которые могут быть устранены улучшением организации работ, сконцентрируем внимание только на технической стороне проблемы, связанной с характеристикой двигателя. Учитывая характерную для условий эксплуатации на наиболее энергоемкой операции по обработке почвы — вспашке — степень неравномерности нагрузки, составляющую 0,2—0,3, на основе ряда исследований получаем, что при комплектовании агрегатов с дизелями рационально при агрегатировании обеспечивать степень загрузки двигателя на уровне 85% ±3%. В этой связи следует обратить внимание на тот факт, что у агрегатов с ГТД рационально обеспечивать степень загрузки около97% ±2%. Практи-кой опытной эксплуатации агрегатов с газотурбинными двигателями подтверждается, что благодаря данной характеристике ГТД имеется возможность повысить производительность труда в среднем на 17%.

Наряду с этим необходимо учитывать хорошо известные особенности эксплуатации агрегатов с дизелями в холодные периоды года (и особенно зимой в тех районах, где температура часто понижается до — 10СС и ниже). Наличие жидкостной системы охлаждения приводит к тому, что часть времени смены тратится непроизводительно на запуск двигателя, снижая сменную производительность. В среднем последняя вследствие указанных обстоятельств снижается на 10% (при температурах— 20°С— на 5—7%, а при —30°С— на 12—13%). Запуск дизелей связан также с дополнительным расходом денежных средств. В агрегатах с ГТД эти потери исключаются, так как в двигателе отсутствует водяная система охлаждения, а запуск даже при температуре —20°С осуществляется за 1,5—3 мин. К изложенному следует добавить, что в процессе реализации энергоемких технологических процессов число переключений передач в агрегатах с ГТД в 2,8—3,5 раза меньше. Наряду с положительным влиянием на производительность это обстоятельство благоприятно сказывается и на качестве выполнения технологического процесса (например, вспашки).

Рассмотрим некоторые частные особенности эксплуатации тех и других типов тракторов и агрегатов на их базе. Так, для тракторов с перспективными более мощными дизелями типа ЯМЗ-8423 и ЯМЗ-8403 в зависимости от температуры окружающего воздуха предусматривается использование различных видов горюче-смазочных материалов и охлаждающих жидкостей. Марки топлив, рекомендуемых для использования в двигателях в зависимости от температуры воздуха, приведены в табл. 4.12.

 

 

4.12. Марки дизельных топлив, применяемых в двигателях тракторов К-701 в зависимости от температуры окружающего воздуха

Температура окружающего воздуха. °С

Марка дизельного топлива

по ГОСТу 47 49—73

по ГОСТу 305—73

Выше 0

дл

Л

От 0 до —20

ДЗ

3

От 0 до —30

ДЗ

зс

Ниже —30

ДА

А

 

 

 

 

Для смазки применяют моторные масла по ТУ 38.101783-79: летом — М-10ДМ; зимой — М-8ДМ.

Систему охлаждения заполняют антифризом «Тосол-А40» или «Тосол-А65», имеющими температуру замерзания соответственно —40 и —:65°С. Указанные жидкости используются в системе охлаждения непрерывно в течение двух лет, после чего они подлежат замене. Допускается применение в качестве охлаждающей жидкости воды с при-садками против жесткости и агрессивности. Пуск двигателей при температурах воздуха от —5 до —15°С осуществляют с использованием электрофакельного устройства без предварительного подогрева. При более низких температурах перед пуском двигатель прогревают с помощью пускового подогревательного устройства. В аварийных ситуациях (при выходе из строя системы электрозапуска) допускается пуск буксировкой.

При установке гидрофицированного тягового крюка во избежание поломки маятникового прицепного устройства производят его частичный демонтаж, для чего вилку, палец и чеку снимают, а продольный брус отводят в одно из крайних положений и фиксируют шкворнем. После подсоединения транспортных средств крюк устанавливают в транспортное горизонтальное положение (на высоте 660—670 мм от поверхности грунта до оси зева крюка) и блокируют его корпус стяжками с задней полурамой. Для предотвращения поломки тягового крюка и гидроцилиндров поворота трогание с места на гибкой сцепке следует производить плавно, без рывков, предварительно натягивая трос на малой скорости. При помощи гидрокрюка с трактором соединяют полуприцеп 1ПТС-9Б, прицеп ЗПТС-12Б, разбрасыватели удобрений РПБ-16, КСО-16 и РЖТ-16. Перед транспортированием навесных машин и орудий их необходимо зафиксировать, для чего следует завернуть до упора винты гидромеханических клапанов. Работа трактора в зимних условиях должна осуществляться на зимних сортах смазки. Для предотвращения разноса дизеля категорически запрещается топливный насос высокого давления перед пуском заливать горячей водой. Мытье его под напором запрещается в течение всего периода эксплуатации. В остальном необходимо строго соблюдать инструкцию по эксплуатации в соответствующий период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..