Техническое обслуживание мощных и сверхмощных
тракторов (К-701 и К-700А)
Техническое обслуживание (ТО) сверхмощных тракторов имеет некоторые
особенности, связанные со спецификой их конструкции, условиями работы и
более развитыми системами раздачи энергии потребителям. Производится оно
в строгом соответствии с регламентированным перечнем работ, определяемым
инструкциями заводов-изготовителей. Поэтому остановимся только на
наиболее общих особенностях обслуживания тракторов с дизелями и
газотурбинными двигателями.
В основе технического обслуживания лежит планово-предупредительная
система. Использование трактора без проведения очередного ТО
категорически запрещается. Допускается лишь отклонение фактической
периодичности его выполнения в пределах до 10% от плановой. Проведение
каждого номерного и сезонного ТО регистрируется в формуляре трактора с
указанием даты, вида и наработки с момента начала эксплуатации нового
или капитально отремонтированного трактора. Виды плановых технических
обслуживаний и периодичность их приведены в табл. 4.13
Сезонные ТО проводят два раза в год: при переходе к
весенне-летнему периоду эксплуатации (при установившейся температуре
окружающего воздуха выше5°С) и при переходе к осенне-зимнему периоду
(при установившейся температуре окружающего воздуха ниже —5°С).
Техническое обслуживание при подготовке трактора к эксплуатационной
обкатке включает осмотр, очистку трактора от пыли и грязи; удаление
консервационной смазки; проверку уровня масла в системе смазки
двигателя, в баках гидросистем навесного устройства и управления
поворотом, в гидросистеме коробки передач, в картерах главных и конечных
передач ведущих мостов и охлаждающей жидкости и электролита; определение
степени заряженности аккумуляторных батарей и состояния вентиляционных
отверстий в их пробках; смазку пальцев гидроцилиндров гидросистем
управления поворотом и навесного устройства, опор кулаков рабочих
тормозов, осей вертикального шарнира рамы, ролика маятникового
устройства, заправку трактора; проверку и подтяжку наружных резьбовых и
других соединений; проверку работы механизмов управления трактором,
тормозов, освещения, сигнализации гидросистемы навесного устройства;
прослушивание дизеля и оценку соответствия показаний контрольных
приборов установленным нормам.
При проведении эксплуатационной обкатки ТО трактора включает указанные
выше операции и дополнительную проверку отсутствия течи путем наружного
осмотра и наблюдения за работой турбокомпрессора (сразу же после
остановки дизелей), а также замену воды в баке возду хоохладителя.
Техническое обслуживание, проводимое по окончании обкатки,
предусматривает осмотр и мойку трактора; замену масла в системе смазки
дизеля, в баке гидросистем навесного устройства и управления поворотом
после промывки фильтра, в гидросистеме коробки передач (после промывки
фильтра и сапуна), в картерах главных и конечных передач ведущих мостов
(с промывкой сапуна); проверку уровня жид-кости в расширительном баке
радиатора; слив отстоя из топливного бака, конденсата из воздушных
баллонов, остатка воды из бака воздухоохладителя; проверку и при
необходимости регулировку тепловых зазоров в клапанном механизме (после
подтяжки гаек крепления головок цилиндров или осей коромысел),
угла опережения впрыска, натяжения приводных ремней, хода штоков
тормозных камер рабочих тормозов, стояночного тормоза, свободного хода
рулевого колеса; промывку фильтра центробежной очистки масла; замену
фильтрующих элементов масляного фильтра и промывку корпуса фильтра;
проверку состояния шин и давления воздуха в них; проверку состояния
кассет второй ступени воздухоочистителя; обслуживание воздухоохладителя
(проверку работы сопла-распылителя, очистку фильтров воздухоохладителя);
проверку уровня электролита; подтяжку, клиновых соединений осей
вертикального шарнира рамы; проверку и подтяжку наружных резьбовых
соединений дизеля и трактора; устранение обнаруженных неисправностей.
4.13. Виды плановых технических обслуживаннй
тракторов К-701 и К-700А и периодичность их проведения
Дополнительными операциями по техническому обслуживанию после обкатки
являются: вторичная подтяжка гаек крепления головок цилиндров с
последующей регулировкой зазоров в клапанном механизме; проведение
технического обслуживания форсунок; проверка и подтяжка крепления
фланцев карданных валов.
Ежесменное ТО включает очистку трактора от пыли и грязи; проверку уровня
и доливку масла в систему смазки дизеля и охлаждающей жидкости в
расширительный бак радиатора; слив остатка воды из бака
воздухоохладителя и заправку его чистой водой; оценку состояния дизеля
путем его наружного осмотра; проверку работы дизеля на слух и по
показаниям приборов; наблюдение за работой турбокомпрессора (на слух
сразу же после остановки дизеля); осмотр мостов; контроль освещения и
сигнализации; проверку гидросистемы навесного устройства.
Первое ТО предусматривает осмотр и мойку трактора; проверку уровня масла
в системе смазки дизеля, в топливном насосе высокого давления и
регуляторе частоты вращения, охлаждающей жидкости в расширительном баке
радиатора; слив отстоя из топливного бака, конденсата из воздушных
баллонов, остатка воды из бака воздухоохладителя и заправку свежей
водой; слив по 0,1 л топлива из топливных фильтров грубой и тонкой
очистки; проверку и регулировку натяжения приводных ремней, хода штоков
тормозных камер рабочих Тормозов, стояночного тормоза, свободного хода
рулевого колеса; промывку фильтра центробежной очистки масла; контроль
состояния шин и давления воздуха в них, проверку состояния кассет второй
ступени воздухоочистителя и их обслуживание (при необходимости);
контроль . уровня электролита, состояния клемм и вентиляционных
отверстий в пробках аккумуляторных батарей; смазку пальцев
гидроцилиндров гидросистем управления поворотом и навесного устройства,
опор кулаков рабочих тормозов, ролика маятникового устройства; проверку
крепления колес.
Второе ТО включает операции ТО-1 и дополнительно следующие: проверку
уровня (и доливку) масла в баке гидросистемы навесного
устройства и управления поворотом, в гидросистеме
коробки передач, в картерах главных и конечных передач ведущих мостов;
проверку и регулировку угла опережения впрыска, хода штоков тормозных
камер рабочих тормозов, стояночного тормоза, свободного хода рулевого
колеса; подтяжку креплений колес, ведущих мостов, рессор, фланцев
карданных валов, топливного бака, клиньев вертикального шарнира рамы,
коробки передач; замену масла в системе смазки дизеля ЯМЗ-240Б; замену
фильтрующих элементов и промывку корпусов фильтров и фильтров коробки
передач, центробежной очистки масла дизеля; проверку плотности
электролита; регулировку тепловых зазоров в клапанном механизме (после
предварительной подтяжки гаек крепления головок цилиндров); контроль
давления начала впрыска и качества распыла топлива.
Третье ТО включает операции ТО-2 и дополнительно следующие: проверку
свободного ходя тяги педали-тормоза и рычага ручного привода тормозов
прицепа тормозного крана; контроль мощностных и топливно-экономических
показателей дизеля; оценку качества работы топливного насоса высокого
давления и эффективности распыла топлива, а также работоспособности
сигнализатора засоренности; обслуживание снятых с двигателя стартера и
генератора; проверку регулируемого напряжения реле-регулятор а и
правильности показаний контрольных приборов по эталонам; контроль
состояния электропровэдки; выявление отклонений от нормального вращения
ротора турбокомпрессора и его обслуживание; замену смазки в подшипниках
водяного насоса и сальников со стороны крыльчатки насоса
воздухоохладителя-отопителя (при необходимости); обслуживание рессор;
проверку работы механизмов трактора на холостом ходу и под нагрузкой;
контроль состояния вкладышей шатунных и коренных подшипников коленчатого
вала и поршневых колец, притирку клапанов; смазку (в соответствии с
картой смазки).
При сезонном ТО в соответствии с требованиями сезона меняют масло;
снимают или надевают утеплительные чехлы; контролируют работу
пневмосистем рабочих тормозов; доводят плотность электролита в
аккумуляторных батареях до требуемой для данного сезона нормы;
осматривают и готовят к работе системы предпускового обогрева; проверяют
исправность термостатов; устанавливают винт посезонной регулировки
реле-регулятора в соответствующее положение.
При эксплуатации тракторов в особых условиях (пустыни, песчаные почвы,
низкая температура окружающего воздуха, каменистый груш? и т. п.)
принятая периодичность и объем работ по техническому обслуживанию
сохраняются, и, кроме того, дополнительно производятся работы,
вытекающие из характера внешних условий. Так, в пустынях,, на песчаных
почвах и при повышенной запыленности воздуха заправку маслом и топливом
производят только закрытым способом. Отсутствие на тракторе
сигнализаторов засоренности или их неисправность требует производить
очистку кассет второй ступени воздухоочистителя через каждые 5—6 смен.
При выполнении ТО-1 промывают пробки топливных и масляных баков, сапуны
коробки передач, ведущих мостов, вала отбора мощности и промежуточной
опоры; при ТО-2 прово-дят обслуживание первой ступени воздухоочистителя,
через каждые 3 смены в аккумуляторные батареи должна доливаться
дистиллированная вода. При работе в условиях низких температур
руководствуются указаниями завода-изготовителя, учитывающими особенности
эксплуатации тракторов в зимних условиях.
При работе на каменистом грунте ежесменно путем наружного осмотра
убеждаются в отсутствии повреждений ходовой системы и других составных
частей трактора, а также проверяют крепление котла предпускового
обогрева, сливных пробок главных передач ведущих мостов и крепление
колес. Сведения о заправочных емкостях тракторов приведены в табл. 4.14.
Особенности технического обслуживания газотурбинных
тракторов обусловлены спецификой их моторной установки. В целом же по
трактору виды работ и сроки их выполнения ничем не отличаются от
мероприятий, характерных для тракторов с дизелями. Моторные установки
обслуживаются в соответствии с инструкциями по эксплуатации, в которых
находят отражение особенности их конструкции. Затраты времени и средств
на техническое обслуживание газотурбинных тракторов по предварительным
данным на 7—12% ниже, чем у тракторов с дизелями.
4.14. Заправочные емкости тракторов К-701 (с двигателем ЯМЗ-240Б) и
К-700А (с двигателем ЯМЗ-238НБ)
• Объем/масса, л/кг
Сборочная единица
К-7 01
К-700А
Топливный бак
640/550
640/550
Система смазки
дизеля
42/38
32/29
Система охлаждения
дизеля
95/103
65/70
Гидросистемы
управления поворотом
н навесного
устройства