Взаимосвязь эксплуатационных и конструктивных параметров тракторов с дизелями и газотурбинными двигателями

  Главная      Учебники - Трактора     Сверхмощные тракторы сельскохозяйственного назначения (Л.Е. Агеев) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

4.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МОЩНЫХ И СВЕРХМОЩНЫХ ТРАКТОРОВ

4.1.

Взаимосвязь эксплуатационных и конструктивных параметров тракторов с дизелями и газотурбинными двигателями

Эксплуатационные параметры являются важнейшей характеристикой тракторов, определяющей их возможности. Поскольку значения эксплуатационных параметров мощных и сверхмощных тракторов с дизелями и с ГТД уже рассматривались, остановимся только на тех особенностях эксплуатационных параметров, которым еще не уделялось внимание.

Одной из общих отличительных черт мощных и сверхмощных тракторов является их высокая эксплуатационная масса, колеблющаяся в пределах от 13,5 до 19 т. Это вызывает необходимость в проведении комплекса мероприятий по нейтрализации вредного влияния ходовых систем таких машин на уплотнение почвы и изменение ее структуры. Мощные и сверхмощные колесные тракторы выполняются, как правило, с двумя ведущими мостами и с колесами одинакового профиля; рама их обычно складывающаяся. В связи с увеличенным диаметром колес и необходимостью обеспечить требуемую проходимость в различных условиях эти тракторы имеют увеличенный дорожный просвет. При существующих сейчас тенденциях нагрузка на их оси распределяется следующим образом: 59—67% — на переднюю ось; 41—33% —на заднюю [87]. Однако в некоторых условиях эксплуатации не исключается галопирование. Поэтому ведутся поиски путей оптимизации развесовки с целью обеспечения минимума последнего и уменьшения его влияния на качество работ. По габаритным размерам тракторы в транспортных потоках укладываются в габариты, устанавливаемые правилами дорожного движения.

Энергетические установки мощных и сверхмощных тракторов отличаются развитыми системами обеспечения нормируемых условий труда, относительно высокой экономичностью, которая практически достигла предела, и высоким скоростным режимом. Предпринимаются успешные попытки корректировки характера изменения мощности и вращающего момента (разрабатываются различные устройства, корректирующие подачу топлива; двигатели постоянной мощности; двигатели с новыми схемными решениями и др.).

Характерной особенностью моторных установок с ГТД выступает их меньшие по сравнению с поршневыми двигателями (на 45—55%) масса и габариты (на 30—45%). Отличительной чертой изменения вращающего момента ГТД является превышение его номинального значения в момент остановки вала тяговой турбины в 2,0—2,5 раза. Кроме того, системы моторных установок с ГТД могут быть хорошим источником энергии для обеспечения нормируемых параметров микроклимата.

Спецификой эксплуатационных характеристик двигателей сверхмощных тракторов обусловлены и особенности конструкций трансмиссий. В частности, с целью полной реализации эксплуатационных возможностей трансмиссии тракторов с поршневыми двигателями выполняются многоступенчатыми (до 12—16 передач). Хотя столько передач эффективно использовать трудно, однако делаются попытки реализовать заложенные в конструкции возможности на различных видах работ. Число передач в газотурбинных тракторах для обеспечения одинаковых с дизельными тяговых свойств сокращаются до 3—5. Резко уменьшается и число переключений передач в процессе выполнения технологических операций, что положительно влияет на качество работ. Моторно-трансмиссионные установки тракторов с ГТД существенно влияют на их эксплуатационную массу, снижая ее на 1,25—1,5 т (для тракторов класса тяги 50 кН).

В 'связи с повышенной энергонасыщенностью рассматриваемых тракторов возрастает необходимость в многоканальной реализации эксплуатационных параметров мощных и особенно сверхмощных тракторов (через тягу, активные рабочие органы и др.), ч о, кроме механического пути, достигается посредством электро- и гидроотбора.

Потенциальные возможности тракторов с дизелями реализуются в основном традиционными путям (эксплуатационные — за счет форсирования скоростного и теплового режимов, интенсификации параметров рабочего процесса, повышения корректорного коеффициента запаса вращающего момента, а конструктивные — путем увеличения числа цилиндров, их диаметра, массы и габаритов двигателя). Указанные возможности в ряде случаев находятся на грани исчерпания своих возможностей, поэтому разработка и совершенствование мощных

и сверхмощных тракторов с ГТД ведутся на основе принципиально новых решений. Это позволяет увязывать эксплуатационные и конструктивные параметры мощных тракторов с ГТД с требованиями энерго- и ресурсосберегающих технологий. Этим открываются перспективы (в случае даже частичной реализации названных потенциальных возможностей) для получения эффективных источников энергии с приемлемыми массово-габаритными параметрами и совершенствования сельскохозяйственных технологий. Так, успешно решены вопросы экономичности автотракторных ГТД, рабочие элементы которых изготавливаются из керамики. Это позволило поднять температуру газа до 1400°С у двигателей мощностью 75 кВт) и добиться весьма низкого удельного расхода топлива [208 г/(кВт-ч)]. При этом не следует забывать подтвержденную практикой возможность работы ГТД на низкосортных недефицитных топливах. Решаются и вопросы повышения долговечности автотракторных ГТД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..