Дифференциал на микротракторах TZ-4K-14
и «Раба-15»
На микротракторах TZ-4K-14 и «Раба-15»
дифференциалы передних мостов имеют одинаковую конструкцию.
Каждый дифференциал состоит из корпуса, крышки, двух сателлитов
и двух полуосевых шестерен (рис. 4.16).
Корпус дифференциала 11, а также присоединенная к нему шестью
болтами ведомая шестерня главной передачи вращаются как одно
целое на двух шариковых подшипниках, установленных в гнездах
картера переднего моста. Два сателлита свободно вращаются на
оси, установленной в корпусе дифференциала, и находятся в
постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями.
Для предотвращения буксования одного из ведущих колес переднего
моста дифференциал снабжен механизмом блокировки. Механизм
блокировки дифференциала включается принудительно ножной педалью
3, расположенной на площадке управления с правой стороны.
Принудительная блокировка осуществляется соединением подвижной
кулачковой полумуфты 7, установленной на ведущем валу конечной
передачи 5, с кулачковой полумуфтой 8, прикрепленной к ведомой
шестерне главной передачи. В результате этого дифференциал
блокируется, так как
частоты вращения корпуса дифференциала, соединенного с ведомой
шестерней, и правой полуосевой шестерни, связанной с ведущим
валом 5, будут равны. Выключается механизм блокировки оттяжной
пружиной, присоединенной к педали включения, когда действие
усилия, приложенного оператором, прекращается.
Дифференциал заднего моста по устройству
аналогичен дифференциалу переднего моста. Крышка и корпус
дифференциала, полуосевые шестерни, сателлиты, ведомые шестерни
главной передачи и подшипники переднего и заднего мостов
унифицированы. Конструктивным отличием диффренциала
заднего моста является отсутствие механизма
его блокировки.
Конечная передача увеличивает вращающий
момент на последней ступени трансмиссии и передает его от
дифференциала к ведущим колесам. Она обычно представляет собой
одноступенчатый понижающий редуктор, который состоит из ведущей
и ведомой цилиндрических шестерен. Малая ведущая шестерня
получает вращение от полуосевых шестерен дифференциала и
передает его на большую ведомую шестерню. Ведомая шестерня, в
свою очередь, через вал передает вращающий момент на ведущее
колесо. Конечные передачи могут располагаться или в общем
корпусе ведущего моста, или в отдельных корпусах, которые
присоединяются к ведущему мосту. Детали конечной передачи
смазываются автотракторным трансмиссионным маслом. На некоторых
мотоблоках зарубежного производства в качестве конечной передачи
применяются цепная и червячная передачи.
Конечные передачи мотоблока МТЗ-05 располагаются в специальных
корпусах-рукавах 7 (см. рис. 4.10), которые крепятся к корпусу
трансмиссии. Ведущие шестерни расположены на наружных концах
полуосей 8, на внутренних концах которых насажены полуосевые
шестерни 14 дифференциала. С двух сторон ведущей шестерни на
валу находятся шариковые подшипники, один из которых размещен в
рукаве, а другой — в крышке 11. Ведомая шестерня 12 расположена
на шлицах на валу, который вращается в двух шарикоподшипниках.
На наружном конце вала находится фланец 9, выполненный за одно с
валом, к которому крепится ступица колеса. Ведомый вал с
шестерней от осевых перемещений с одной стороны фиксируется
стопорным кольцом 13, а с. другой — подшипником, расположенным в
крышке.
Смазывание конечных передач осуществляется моторным или
трансмиссионным маслом, заливаемым в корпус трансмиссии. Для
предотвращения вытекания масла из рукавов полуосей в отверстиях
крышек выхода полуосей расположены самоподжимные сальники.
Конечные передачи 9 (рис. 4.16) переднего и заднего мостов
микротракторов TZ-4K-14 и «Раба-15» состоят из пары
цилиндрических прямозубых шестерен с передаточным отношением
3,5. Ведущие шестерни выполнены за одно с валом, другой конец
которого имеет шлицы, с помощью которых соединяются полуосевые
шестерни дифференциала, от которых вал получает вращение.
Вращаются ведущие шестерни вместе с валом на двух шариковых
подшипниках 13. Правые ведущие валы в отличие от левых удлинены.
На правом ведущем валу переднего моста расположена подвижная
зубчатая полумуфта блокировки дифференциала. Ведомые шестерни
закреплены на внутренних концах полуосей на шлицах. Полуоси
располагаются в кожухах и вращаются на двух подшипниках, которые
фиксируются на них стопорными кольцами и удерживают полуоси от
осевых перемещений. На наружных концах полуосей с помощью
врезной шпонки насажены ступицы колес. Для смазывания конечных
передач масло заливается в полости кожухов, которые отделены от
масляных полостей коробки передач и дифференциалов.