Кузов грузового автомобиля. К нему относятся кабина для водителя и
одного-двух пассажиров, капот, облицовка, крылья передних колес,
брызговики задних колес и платформы различной конструкции в зависимости
от перевозимого груза. На автомобилях-лесовозах вместо платформы
установлен поворотный коник, на который опирается передний конец пачки
хлыстов или бревен. На автомобилях-тягачах для работы с полуприцепами на
раму устанавливается седельное сцепное устройство.
Кабина штампуется из тонкого стального листа и имеет две двери, а также
мягкое сиденье со спинкой. Положение сиденья можно регулировать по
желанию водителя, после чего оно надежно фиксируется. В кабине
расположены органы управления, она имеет козырьки для защиты водителя от
солнца с двумя стеклоочистителями. На некоторых машинах, например на
ЗИЛ-130, установлено приспособление для обмыва стекла. Кабина
оборудована также стеклоподъемниками, ото-пителем и вентиляцией.
Платформа грузового автомобиля обычно деревянная, имеет откидные борта,
соединенные с полом петлями. В закрытом положении борта скреплены между
собой запорными устройствами. Пол платформы покоится на двух продольных
и нескольких поперечных брусьях. Продольные брусья прикреплены
стремянками к раме автомобиля.
Буксирное устройство установлено сзади на рамы и используется для
буксировки прицепов и тяги на крюке в других случаях. Крепление штока
крюка буксирного устройства осуществлено через пружину и две опорные
втулки или резиновый буфер. Такая конструкция крепления обеспечивает
смягчение рывков при трогании и движении автопоезда.
Седельное сцепное устройство обеспечивает автоматическую сцепку
полуприцепов с автомобилем-тягачом при подходе его задним ходом к
заторможенному полуприцепу. При автоматической сцепке полуприцепа с
автомобилем-тягачом шкворень полуприцепа раздвигает захваты и штифт,
укрепленный на одном из захватов, поворачивает защелку и запирает
захват.
Грузовая платформа автомобиля-самосвала представляет собой металлический
короб, штампованный или сварной, опрокидывающийся, овального или
прямоугольного поперечного сечения. В зависимости от вида разгрузки
(задней или боковой) грузовая платформа самосвала имеет один борт
откидной, шар-нирно прикрепленный к верхней части соответствующих бортов
и имеющий запор. Для защиты кабины водителя от ударов во время погрузки
платформа мощных самосвалов (МАЗ, КрАЗ, БелАЗ и др.) имеет козырек,
выполненный заодно с передним бортом. Когда платформа опущена на раму
автомобиля, козырек прикрывает верх кабины. Опрокидывание платформы
осуществляется подъемным механизмом, приводимым в действие от двигателя
автомобиля.