Воспламенение рабочей смеси в камере сгорания карбюраторного двигателя
производится электрическим разрядом — искрой, образующейся между
электродами свечи при потенциале 16 000—24 000 В.
Применяются две системы зажигания: батарейное и от магнето.
Батарейное зажигание представляет собой систему, в которую входят
индукционная катушка, прерыватель-распределитель, конденсатор, свечи
зажигания и включатель. Они соединены между собой проводами и образуют
две цепи — низкого и высокого напряжения.
Цепь низкого напряжения питается током от общего источника энергии
автомобиля или трактора и включает прерыватель, первичную обмотку
индукционной катушки (зажигания) с добавочным сопротивлением и
включатель зажигания.
В цепь высокого напряжения включены вторичная обмотка катушки зажигания,
распределитель провода высокого напряжения и свечи.
Индукционная катушка является компактным авто-трансформатор с двумя
обмотками: первичной (200—300 витков) и вторичной, намотанной поверх
первичной (18—20 тыс. витков). Она вместе с прерывателем служит для
преобразования постоянного тока низкого напряжения в ток высокого
напряжения, пригодный для создания разряда — искры между контактами
свечи.
Прерыватель и распределитель объединены в одном приборе. Прерыватель
служит для создания переменного магнитного поля, необходимого для
наведения во вторичной обмотке индукционной катушки тока высокого
напряжения размыканием и восстановлением первичной цепи. Это делается в
момент подачи импульса тока на свечу в соответствии с порядком работы
двигателя. Функцию распределения электрических импульсов между свечами
отдельных цилиндров выполняет распределитель.
Конденсатор, включенный параллельно контактам прерывателя, предохраняет
контакты последнего от обгорания и способствует получению более высокого
напряжения во вторичной цепи.
Свеча зажигания состоит из стального сердечника с боковым электродом и
керамического изолятора со стержнем-наконечником и центральным
электродом. Между электродами свечи должен быть зазор величиной 0,6—0,7
мм.
Опережение зажигания необходимо для обеспечения более полного сгорания
рабочей смеси. Оно характеризуется углом опережения зажигания,
оптимальное значение которого в соответствии с режимом работы двигателя
устанавливается по усмотрению водителя. В настоящее время в конструкцию
прерывателя-распределителя вводится автоматическое устройство для
установки наивыгоднейшего угла опережения зажигания.
Контактно-транзисторная система зажигания призвана устранять некоторые
недостатки описанной системы (быстрый износ контактов’прерывателя,
колебания напряжения и др.). Она применяется на автомобилях ГАЗ-66,
ЗИЛ-131А и др.
Зажигание от магнето в настоящее время применяется на пусковых
двигателях. Магнето объединяет в себе магнитоэлектрическую машину,
вырабатывающую ток низкого напряжения, индукционную катушку и
распределитель тока высокого напряжения.
Кроме перечисленных компонентов, магнето имеет ускоритель, резко
увеличивающий скорость вращения якоря при ее малой величине, особенно в
период пуска. Это обеспечивает подачу нужного напряжения на свечу и
более успешный запуск двигателя.