В практике дорожного строительства производству земляных работ
предшествуют подготовительные работы: расчистка полосы отвода от леса и
кустарника, корчевание пней, уборка валунов и крупных камней, засыпка
ям, удаление растительного слоя, планировка, рыхление плотных грунтов,
прокладка специальных осушительных каналов.
Прежде чем приступить к проведению подготовительных работ, необходимо
провести изыскания с целью выработки эффективных способов производства
работ.
Наличие кустарников и залесенность оказывают значительное влияние на
подготовительные работы в полосе отвода. В табл. 6 приведена
классификация леса.
Каменистость — одна из причин, которая препятствует работе
дорожно-строительных машин при выполнении подготовительных работ.
Степень каменистости на 1 га в слое грунта до 30 см определяют в
процентах или объемом камней в 1 м3.
В почвенном слое камни по их расположению делятся на поверхностные,
полускрытые и скрытые.
Деление камней по размерам и их классификация следующая: размером более
1 м — глыбы, 1—0,6 м — крупные камни, 0,6—0,3 м — средние камни,
0,3—0,1—небольшие камни, 0,1 — 0,05 м — мелкие камни, 0,05—0,01 м —
галька и щебень.
Для подготовительных работ выпускают специальные дорожные навесные и
прицепные машины: корчеватели-собиратели, кусторезы, рыхлители,
камнеуборочные машины, канавокопатели, планировщики.