§ 35. ПУСКОВАЯ
ЭЛЕКТРОАППАРАТУРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И
УСТРОЙСТВО
Реле-устройства железнодорожных кранов
К аппаратам управления относятся также
реле-устройства, предназначенные для автоматических переключений
в управляемой ими электрической цепи при воздействии на них
механических и электрических, световых или тепловых сигналов.
По назначению реле могут быть защитные, предназначенные для
защиты механизмов и двигателей от перегрузок и
аварии, и реле управления, осуществляющие
включение и выключение.
По принципу действия реле делятся на электромагнитные,
индукционные, электродинамические, тепловые, механические и т.
д.
На рис. 73 изображена схема теплового реле
защиты. Рабочий ток проходит через элемент 2, который нагревает
металлическую пластинку 1, укрепленную консольно в основании 10.
Пластинка сварена из двух металлов, имеющих различные
коэффициенты линейного расширения.
Свободный конец пластинки упирается в рычажок 4, вследствие чего
контакты 5 цепи управления замкнуты и ток управления проходит
через катушку 8, подвижной сердечник 7, который втягивается и
замыкает контакты 9 в главной цепи. В случае чрезмерного
увеличения тока в главной цепи пластинка 1 нагревается и
изгибается
кверху. Рычажок 4 под действием пружины 3 поворачивается и
контакты 5 размыкаются. С размыканием этих контактов разрывается
цепь управления, сердечник 7 пружиной 6 выводится из катушки,
разомкнет контакты главного тока и тем самым предотвратит работу
агрегата при увеличенном токе.
На рис. 74 показана схема электрического реле максимального
тока. Пока ток, проходящий по обмотке 6, не выходит за пределы
допустимого, сердечник подвижной 8 находится в своем нижнем
положении, упираясь в планку регулировочную 10. В случае
повышения тока выше допустимого в обмотке 6 создается такое
магнитное воздействие на сердечник 8, что он поднимается и своим
шпинделем 5 ударяет в толкатель 4, в результате чего контакты 2
и 3 размыкаются, производя соответствующие отключения в
электросхеме.
После срабатывания реле и снижения тока в обмотке реле сердечник
под действием собственного веса опускается до упора в планку 10,
а контакты 2 и 3 под действием пружины 1 снова замкнутся.
Регулировка реле на определенный ток производится положением
регулировочной планки 10 и чем на большую величину будет входить
сердечник 8 в корпус 7, тем при меньшем значении тока будет
срабатывать реле, и, наоборот, чем на меньшую вели-
чину будет входить сердечник в корпус, тем
больший ток потребуется, чтобы сработало реле, т. е. чтобы
создалось магнитное воздействие, необходимое поднять сердечник с
большей глубины. Положение планки 10, а следовательно, и
регулировка реле фиксируются винтом 9.
Схема электрического реле минимального тока (рис. 75) работает
следующим образом. Пока в цепи питания током обмотки реле 3 идет
ток достаточной величины, якорь
7 под воздействием магнитного поля, возникающего в сердечнике 2,
притягивается, преодолевая усилие пружины 11, и замыкает
контакты 4 и 5. В случае понижения тока ниже минимально
допустимого магнитный поток ослабевает и под действием пружины
11 якорь, качаясь на оси 8, отпадает, размыкая эти контакты, тем
самым производя соответствующие отключения в электросхеме.
Изолирующая планка 6 служит средством изоляции между стальным
якорем и контактами, а гайка 9, навинчиваемая на тягу 10,
осуществляет регулировку усилия отпадания якоря, т. е.
регулировку момента срабатывания реле. Цифрой 1 на рис. 75
обозначено ярмо магнитопровода.
|