§ 37. АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ
Для запуска двигателей, а также для освещения и сигнализации на
кранах используются преимущественно свинцовые стар-терные
аккумуляторы СТ. В зависимости от числа элементов батареи
обозначаются 3-СТ или 6-СТ, т. е. три аккумулятора в батарее или
шесть и соответственно на 6 или на 12 В.
В условное обозначение батареи входит указание емкости при
20-часовом режиме ее разрядки, условное обозначение материала
моноблока и материала сепаратора, т е П — пластмасса
асфальтовая, Э — эбонит, Т — термопласт (полиэтилен
наполненный), Условное обозначение материала сепаратора может
быть следующее. М — монопласт, О — стекловолокно, Р — мипор, МС
— минопласт и стекловолокно. Например, батарея 6ТСТ-182ЭМС
обозначает стартерную батарею тяжелой службы из шести
аккумуляторов общим напряжением в 12 В, в эбонитовом моноблоке,
с сепаратором из минопласта и стекловолокна, номинальной емкости
батареи не менее 155 А-ч. Аккумуляторные пластины батареи (рис.
77) представляют собой прямоугольные решетки из сплава свинца и
сурьмы (сурьма вводится для механической прочности пластин и не
участвует в химическом процессе). Ячейки пластин заполняются
активной массой, состоящей из смеси свинцового сурика и
свинцового глета, смешанных с водяным раствором серной кислоты.
Отдельные пластины собраны
Рис 77 Устройство аккумуляторной батареи
1 — блок пластан, 2 — баретка, 3 — крышка, 4 — штырь контактный,
5 — втулка уплотнительная 6 — пробка заливочного отверстия, 7 —
пластина меж элементного соединения, 8 — мастика заливочная, 9 —
корпус
В полублоки путем припайки их к свинцовой
пластинке 2, называемой бареткой, имеющей штырь 4 для
присоединения провода, уплотненный в крышке свинцовой втулкой 5.
Полублоки положительных пластин имеют на одну пластину меньше,
чем полублоки из отрицательных пластин, так что при сборке в
блок крайними оказываются одноименные отрицательные пластины,
благодаря чему уменьшается коробление их в работе. Между
пластинами прокладывается сепаратор. Собранные в блоки пластины
помещают в корпусе 9 с тремя или с шестью отсеками и закрывают
крышкой деревянной или эбонитовой 3 с пробкой 6 и залитой
мастикой 8. Отдельные элементы в батарее соединяют свинцовыми
пластинами 7 последовательно, крайние штыри бареток образуют
контакты батарей. Электролитом служит раствор аккумуляторной
серной кислоты и дистиллированной воды. Техническую кислоту
применять нельзя из-за наличия в ней примесей железа, меди,
хлора, разрушающих пластины и снижающих емкость батареи. Нельзя
применять недистиллированную воду.
Принцип действия электрического аккумулятора заключается в
следующем. При зарядке аккумулятора от генератора постоянного
тока электрический ток от положительного контакта генератора
идет к положительным пластинам аккумулятора, затем через
электролит к отрицательным пластинам. Под действием проходящего
тока в аккумуляторе происходит химическая реакция, в результате
которой на положительных пластинах сернокислый свинец
превращается в перекись свинца, имеющего коричневый цвет; на
отрицательных пластинах сернокислый свинец восстанавливается в
чистый свинец. Таким образом, в результате прохождения
электрического тока в аккумуляторе происходит обратимая
химическая реакция и на контактах аккумулятора создается
разность потенциалов. При подключении к контактам аккумулятора
потребителя тока электрический ток начнет проходить в обратном
направлении и в аккумуляторе будет происходить обратная
химическая реакция со снижением потенциалов на пластинах, т. е.
перекись свинца на положительных пластинах и губчатый свинец на
отрицательных начнут снова переходить в сернокислый свинец. В
процессе этой реакции в цепи аккумулятора будет проходить ток,
как бы возвращая затраченный при его зарядке. Процесс зарядки
так же небеспределен. Зарядка аккумулятора происходит, пока весь
сернокислый свинец не перейдет в перекись свинца и в губчатый
свинец, затем данная реакция прекращается и дальнейшая подача
тока вызывает разложение воды электролита на кислород и водород,
что сопровождается выделением их в виде пузырьков, создающих
впечатление кипения.
Кипение электролита свидетельствует о завершении зарядки
аккумулятора. Полностью заряженный аккумулятор имеет на своих
контактах напряжение 2—2,3 В независимо от размеров пластин.
Емкость аккумулятора определяется в ампер-часах. При разрядке
аккумулятора напряжение на его контактах постепенно снижается и
практически разряжать его ниже 1,7 В не следует.
|