§ 33. РЕМОНТ ОТДЕЛЬНЫХ
УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ
Детали шатунно-поршневой группы двигателей
железнодорожных кранов. Ремонт
Детали шатунно-поршневой группы. В процессе работы
у поршней изнашиваются: направляющие, канавки для поршневых колец (по
высоте), отверстия под поршневые пальцы, могут быть также трещины в
днищах поршней.
Изношенные клапаны под поршневые кольца растачивают
под ремонтный размер на токарном станке с помощью специального
приспособления. Проточка допускается только 1 раз. При повторном износе
канавок поршень заменяют новым. Изношенные отверстия под поршневой палец
развертывают под ремонтный размер. После износа до предельных размеров и
при наличии трещин поршень бракуют.
Поршневые пальцы изнашиваются в местах сочленения с втулкой верхней
головки шатуна и поршнем. Предельно допустимые зазоры без ремонта между
пальцем и втулкой шатуна в зависимости от типа двигателя составляют
0,1—0,2 мм, а при выпуске из ремонта — 0,02—0,04 мм. При ослаблении
посадки ставят новую втулку или палец ремонтного размера. При износе
поршневых пальцев свыше 0,05 мм на диаметр их заменяют новыми или
отремонтированными. Ремонтируют пальцы перешлифовкой под уменьшенный
ремонтный размер. Восстановить размер можно также хромированием пальцев.
Поршневые кольца в процессе работы вследствие трения о стенки втулок
изнашиваются, а под воздействием высокой температуры коробятся и теряют
свою упругость. Износ определяется по зазорам между кольцом и канавкой
поршня и в стыке кольца. Изношенные кольца заменяют новыми
соответствующего ремонтного размера.
Шатуны подвергаются изгибу и скручиванию. Отверстия под втулки верхней
головки и отверстия в нижней головке шатуна, собранной с крышкой шатуна,
изнашиваются. Возможны также трещины. При ремонте собранный шатун с
вставленным в него поршневым пальцем проверяют на скручивание и изгиб на
специальном стенде. Замеряют также отверстия и выявляют возможные
дефекты. Погнутость и скручивание шатуна при расстоянии между штифтами
стенда 100 мм не должны быть более 0,05 мм. При большой деформации
шатуны правят, изношенные шатунные подшипники заменяют.
В коленчатом валу происходит износ шатунных и коренных шеек,
изнашиваются также посадочные места под маховик, упорные бурты и
маслосгонные резьбы. Могут быть также погнутость вала и трещины.
При снятии, ремонте и хранении с коленчатым валом необходимо обращаться
бережно; нельзя допускать его падений, так как это может повлечь за
собой забоины и изгиб всего вала. Шейки необходимо защищать от царапин и
забоин.
В валу, подлежащем ремонту, проверяют, нет ли трещин, если они есть, вал
выбраковывают. С помощью микрометра проверяют степень овальности и
конусности и износ шеек вала. Погнутость вала устраняется правкой в
холодном или горячем состоянии на гидравлических или винтовых прессах.
Изношенные шейки вала шлифуют под ремонтный размер, ближайший к наиболее
изношенной шейке. Отклонение между диаметрами шеек одного вала не должно
быть более 0,02—0,05 мм в зависимости от типа двигателя. Шлифование
производится на специальных станках, а если их нет, на токарном станке
суппортно-шлифовальным приспособлением. При шлифовке особое внимание
обращают на переход от рабочей поверхности шейки к щеке (галтель). Этот
переход должен быть плавным. При плавном переходе устраняются внутренние
напряжения, чем предупреждается поломка вала. После ремонта шейки должны
иметь зеркально-гладкую поверхность без задиров и забоин. Шейки,
обработанные под наименьший ремонтный размер, можно восстанавливать
хромированием.
Коренныеи шатунные подшипники при работе изнашиваются. При снятии
коренных подшипников коленчатого вала их вкладыши и крышки не должны
обезличиваться, так как они невзаимозаменяемы. При сборке вкладыши и
крышки устанавливают комплектно в соответствии с порядковыми метками.
Цифры меток обозначают порядковые места вкладышей и крышек, начиная с
последней части двигателя. Метки выбивают на передних торцах опор,
блока, крышек подшипников и вкладышей. Метки должны быть обращены в
сторону передней плоскости блока.
Замену какого-либо вкладыша новым допускают только при незначительном
износе остальных, иначе замененный вкладыш из-за перегрузки
преждевременно износится. Поэтому рекомендуется все вкладыши заменять
одновременно. Если вкладыши заливают баббитом, то при расточке вкладышей
по баббиту необходимо обеспечивать нормальный зазор в коренных
подшипниках в пределах 0,05—0,10 мм между вкладышами и коренными шейками
нового или перешлифованного вала. Толщина слоя баббита во вкладыше после
окончательной чистовой расточки допускается в пределах 0,5—1,9 мм
(толщина антифрикционного слоя вкладышей у дизелей К-661, К-559 0,6—1
мм).
Крышки коренных подшипников при сборке должны плотно устанавливаться в
пазах блока и плотно охватить наружную поверхность нижних вкладышей.
Прилегание наружной поверхности верхнего вкладыша к постели блока и
нижнего вкладыша к крышке подшипника должно быть таким, чтобы щуп в 0,03
мм не мог входить в зазор между ними.
Нельзя стачивать (для того чтобы подтянуть) торцы вкладышей и крышек
коренных и шатунных подшипников, так как после стачивания нельзя будет
установить в них новые вкладыши. Зазор между вкладышами и коренной
шейкой вала допускается не более 0,25 мм, а при выпуске из ремонта
0,08—0,141 мм.
Шатунные подшипники двигателя заменяют при снятом нижнем картере. Эти
подшипники собирают с вкладышами и со своими шатунами по меткам (шатуны
подбирают на двигатель комплектно с разницей веса, не превышающей 40 г).
Вкладыши шатунных подшипников при износе заменяют новыми с
соответствующими ремонтными размерами. При расточке вкладышей после
установки их в шатун необходимо выдерживать размер отверстия,
обеспечивающий нормальный зазор между шейкой коленчатого вала и
вкладышем в пределах 0,05—0,118 мм.
Зазор между торцом нижней головки шатуна и галтелью
шейки коленчатого вала должен быть в пределах 0,1—0,33 мм, предельный —
0,45 мм. Головка шатуна должна перемещаться по шатунной шейке
коленчатого вала от легких ударов молотком. Предельный зазор между
шатунной шейкой и вкладышем допускается не более 0,25 мм. Шатунные и
коренные вкладыши изготовляются четырех ремонтных размеров. В табл. 15
приведены ремонтные размеры шеек коленчатого вала и вкладышей их
подшипников для дизелей К-661 и К-559.
В табл. 16 даны основные сборочные и эксплуатационные зазоры для этих
двигателей.
Таблица 15
Таблица 16
Сборочные и
эксплуатационные зазоры
Допускаемый зазор
при сборке, мм
Наибольший
допустимый зазор при эксплуатации, мм -
Способ регулировки
зазора
Зазор между
коренной шейкой и вкладышами коренного подшипника
0,08—0,141
0,25
Заменить вкладыши
Зазор между
шатунной шейкой коленчатого вала и вкладышами нижней головки
шатуна
0,06—0,118
0,25
То же
Зазор между
поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна
0,02—0,041
0,20
Заменить втулку
Продольный разбег
коленчатого вала
0,10—0,33
0,45
Заменить упорные
полукольца
Зазор между втулкой
цилиндра и направляющей поршня (исключая верхнюю часть втулки
на высоте 50 мм)
Зазор по высоте
между поршневыми кольцами и канавками в поршне для:
0,35—0,435
0,80
Заменить втулку или
поршень
1-го верхнего
0,09—0,13
0,50
Заменить кольца или
пор
2-го »
0,14—0,19
0,40
шень (в зависимости
от износа)
3-го »
0,07—0,12
0,30
верхнего
малосъемного
0,06—0,11
0,30
нижнего
0,04—0,09
0,30
Зазор в замке
поршневого кольца
0,4—0,8
2,5
Заменить кольцо
Боковой замер (по
нормали) между зубьями зубчатых полос в коробке
распределительных зубчатых колес
0,15—0,4
0,60
Заменить зубчатые
колеса
Зазор между осью и
втулками клапанных коромысел
0,02—0,085
0,30
Заменить втулку
Зазор между штоком
клапана и направляющей втулкой
0,05—0,1
0,30
Заменить
направляющую втулку
Зазор между валиком
и втулками приводов топливного насоса
0,06—0,118
0,25
Заменить втулку
Продольный разбег
шестерен масляного насоса
0,15—0,385
—■
Регулируется
прокладкой под корпус
Зазор между
толкателем и направляющей толкателя в блоке
0,085—0,139
0,30
Заменить толкатель
Зазор между валиком
воздухораспределителя и втулкой