АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ
Конструктивно близкую группу к будильникам составляют так
называемые автомобильные часы, которые могут быть как
механические, так и электромеханические. Первые не имеют
каких-либо специфических конструктивных особенностей и
распространены относительно мало. Наибольшее распространение
имеют электромеханические часы, выпускаемые в нашей стране под
марками АЧП, АЧЗ, 4ЧТ и 5ЧТ.
Автомобильные часы снабжены штифтовым спуском, не имеющим
отличий от вышеописанного аналогичного спуска, применяемого в
будильниках, за исключением несколько меньших габаритов. В
автомобильных часах улучшенной конструкции (АЧП и АЧЗ)
применяется анкерный спуск с рубиновыми палетами.
Названные марки часов отличаются друг от друга в основном лишь
внешним оформлением.
Основной характерной особенностью автомобильных часов является
применение цилиндрической заводной пружины, которая заводится
растяжением с помощью электромагнитной системы, выполненной в
виде электромагнита с поворотным якорем. Пружина заводится через
каждые 2,5—3,5 мин. Питание электромагнит получает от
автомобильного аккумулятора напряжением 6 или 12 в.
В часах АЧП и АЧЗ предохранение электромагнитной системы
производится с помощью термореле, в часах 4ЧТ и 5ЧТ—с помощью
плавкого предохранителя.
Термореле представляет собой контакт, состоящий из постоянно
замкнутых в процессе работы двух контактных пластин (рис. 186),
одна из которых выполнена из биметалла и несет на себе обмотку,
последовательно включенную через контакт с обмоткой
электромагнита.
Рис. 186. Термореле:
1 — биметаллический контакт; 2 — неподвижный контакт; 3 —
обмотка термореле
Если электромагнит окажется включенным слишком продолжительное
время (при падении напряжения на аккумуляторе) и обмотка
электромагнита начнет нагреваться, то одновременный и более
быстрый нагрев обмотки термореле вызывает деформацию
биметаллической пластины, что приводит к разрыву контакта и
отключению электромагнита от цепи питания.
С точки зрения ремонта автомобильные часы не обладают какой-либо
спецификой. Некоторую особенность в механизме представляют узел
центральной оси и контакт (рис. 187). На центральной оси
свободно установлено храповое колесо с очень мелкими зубьями.
Якорь, совершая в процессе подзаводки и хода часов качательные
движения относительно центральной оси, сопряжен с храповым
колесом собачками. Храповик через вспомогательную пружину —
гешпер, представляющую один виток спиральной пружины, сопряжен с
центральной осью. Под воздействием заводной пружины гешпер,
деформируясь, передает вращение от храпового колеса на
центральную ось. В моменты подзаводки, когда часовой механизм не
испытывает воздействия заводной пружины, гешпер, разворачиваясь,
отдает свою энергию центральной оси, чем защищает часовой
механизм от перепадов момента заводной пружины в процессе ее
подзаводки.
Рис. 187. Схема механизма подзавода
автомобильных часов:
1 — электромагнит; 2 — якорь; 3 — храповое колесо; 4 — заводная
пружина; 5 — центральная ось; 6 — неподвижный контакт; 7 —
поворотный контактный рычаг; 8 — штифт якоря; 9 — фиксирующая
пружина контактного рычага; 10 — биметаллический контакт
термореле с обмоткой;
11 — защелка; 12 — кнопка
С поворотным якорем электромагнита через штифт сопряжен
контактный рычаг. Рычаг представляет собой жесткую конструкцию и
вращается на оси, закрепленной в опорах платины. С хвостовиком
контактного рычага взаимодействует плоская пружина, фиксирующая
контактный рычаг в двух крайних его положениях. При переводе
контактного рычага через среднее положение (что происходит под
воздействием якоря) пружина, нажимая на хвостовик рычага, резко
перебрасывает его в направлении движения: происходит резкое
мгновенное замыкание и размыкание контакта,
что необходимо для снижения искрообразования, возникающего при
работе контакта и вызывающего его износ.
Вторая контактная пружина выполнена неподвижной, и ее
эластичность обеспечивает необходимое контактное давление при
замыкании контакта.
К специфическим дефектам автомобильных электромеханических часов
относятся: окисление контакта электромагнита и термореле,
увеличивающее переходное сопротивление электрическому току,
повреждение изоляции, приводящее к короткому замыканию; плохая
припайка обмотки термореле к пластинам; повреждение обмотки
электромагнита; деформация штифта якоря, вызывающая
несвоевременное замыкание или размыкание контакта.
|