Лебедка — совокупность передач,
муфт, тормозов, барабанов и станин, выполненных в виде единого агрегата.
На автомобильных кранах устанавливают грузовую и вспомогательную лебедки
для подъема и опускания груза соответственно на стреле и гуське и
стреловую лебедку (краны с гибкой подвеской стрелового оборудования) для
подъема — опускания стрелы. Как правило, барабаны грузовых лебедок
выполняют с нарезными винтовыми канавками для лучшей укладки каната, а
стреловых — гладкими, реже также с канавками.
В трансмиссиях механических приводов с реверсивно-распределительными
механизмами, а также электрических и гидравлических приводов лебедки
имеют независимый привод от выходных валов реверсивно-распределительных
или реверсивных (краны серии МКА) механизмов, электродвигателей или
гидромоторов.
Для передачи движения барабанам лебедок используют цилиндрические,
червячные, червячно-цилиндрические (комбинированные) или планетарные
редукторы. Цилиндрические редукторы на всех кранах, кроме серии МКА,
стандартные
двухступенчатые. На кранах серии МКА устанавливают цилиндрические
двухступенчатые редукторы с зацеплением Новикова.
У кранов с гидравлическим приводом грузовые и стреловые лебедки со
стандартным цилиндрическим редуктором. Барабан 7 (рис. 74) получает
вращение от гидромотора 10, установленного на стойке 11. Вал гидромотора
соединен упругой муфтой 12 с входным валом редуктора 1. На выходном валу
2 на шпонке установлена ведущая,. полумуфта 6, а на ней в двухрядном
сферическом подшипнике
5 — полумуфта 4, входящая в зацепление с полумуфтой 6 и закрепленная на
фланце барабана болтами. С другой стороны барабан опирается через
полуось, установленную в двухрядном роликоподшипнике 8, на стойку 9. На
входном валу установлен ленточный нормально закрытый тормоз 13,
размыкаемый гидро-размыкателем.
В ряде конструкций кранов с механическим приводом барабан 4 (рис. 75) ле-
бедки опирается на ось 5. Ось одним концом опирается на сферический
двухрядный роликоподшипник 6, установленный в корпусе стойки 7; другой
конец оси установлен во внутренней полости выходного вала 3 редуктора с
помощью шаровой опоры 2 и втулки 9 (грузовая и стреловая лебедки кранов)
или сферического подшипника 10 (грузовая и вспомогательная лебедки
кранов с электрическим приводом). Барабан получает вращение от выходного
вала 3, выполненного в виде зубчатого венца, который входит в зацепление
с внутренними зубьями обоймы. Канат закрепляют на лебедке в пазу ступицы
клином 8.
Лебедки с комбинированным редуктором применяют редко. На кранах КС-4561А
(рис. 76) установлена лебедка с червячно-цилиндрическим редуктором 4,
входной вал которого соединен с валом электродвигателя 1 через шкив 15
тормоза 3 и зубчатую муфту 2. От двигателя движение передается
червячной передаче редуктора. Червячное колесо 14
установлено на шлицах вала-шестерни 13, который вместе с шестерней 6
составляет цилиндрическую передачу редуктора. Шестерня установлена на
шлицах на выходном валу 5, на одном конце которого имеется зубчатый
венец, составляющий вместе с зубчатой обоймой, запрессованной в барабан
11, зубчатую муфту 7, передающую вращение этому барабану. Барабан
установлен на оси 10, опирающейся на двухрядные сферические подшипники 8
опоры 9 и внутреннюю полость венца вала 5. Тормоз 3 управляется
электрогидротолкателем 12.
На кране КС-4571 лебедки (рис. 77) с двухступенчатым планетарным
редуктором, встроенным в барабан. Центральное колесо 7 — венец —
установлено в барабане 22 на шпильках, а вал 21 водила
II ступени передачи — на сферическом подшипнике 2. Барабан опирается на
опоры 1 и 15 через планетарный редуктор, причем вал 21 установлен в
опоре 1, а крышка редуктора — в опоре 15 на сферическом подшипнике 10.
Установленный на кронштейне опоры 15 гидромотор 13 передает вращение
входному валу-шестерне 16 редуктора.
Шестерня этого вала солнечная I ступени. Вал-шестерня приводит во
вращение сателлиты 8, установленные на осях 17 корпуса 18 водила I
ступени. Корпус, вращаясь, вращает и вал 19 водила
I ступени, на конце которого нарезана солнечная шестерня II ступени. Она
приводит в движение сателлиты 5, установленные на осях корпуса 20 водила
II ступени. Сателлиты 5 и 8 входят в зацепление с венцом 7 и вращают
его, а вместе с ним и барабан 22.
На шлицах вала 16 установлен шкив
14 ленточного тормоза 11. Для осевой фиксации валов 21 и 19 и 19 и 16
между ними установлены шарики 3 и 6. Водило
I (быстроходной) ступени плавающее в радиальном направлении. Такое
исполнение вместе с установкой сателлитов 5 и 8 на сферических
подшипниках обеспечивает уменьшение неравномерности распределения
нагрузки по сателлитам в обеих ступенях редуктора.
Чтобы канат правильно укладывался на барабанах с гладкой поверхностью,
на грузовых лебедках ряда кранов устанавливают прижимные ролики (рис.
78). На стойке 15, прикрепленной болтами к по-воротной раме 20,
установлены шпилька 1, скоба 4, а на осях 5 и 10 — кронштейны 6. На
шпильках закреплен рычаг
2 с проушинами, в проушинах — ось 3, на которой шарнирно установлена
вилка 17. В вилку ввинчена тяга 12, пропущенная через отверстие в скобе
4. В кронштейнах установлена ось 9, а на ней на подшипниках 7 — ролик 8.
На тягу надета пружина 14, которая одним концом упирается в шайбу 16, а
другим — в шайбу 13. Сжатие пружины регулируют гайкой 11. Разжимаясь,
пружина поворачивает стойку 15 относительно шпильки 1 влево (на рис.
78,6 — вправо), и ролик прижимается к слою каната, намотанного на
барабан 18 лебедки.
Контрольные вопросы
1. Что называется кинематической цепью и механизмом? 2. Какие типы
коробок отбора мощности применяют на автомобильных кранах? 3. Расскажите
о конструкции и принципе работы коробки отбора мощности крана КС-3562Б
(см. рис. 68). 4. Каково назначение реверсивного и распределительного
механизмов? Объясните принцип действия реверсивно-распределительного
механизма на примере крана КС-2561Д (см. рис. 71). 5. Как устроен
реверсивно-распределительный механизм, обеспечивающий независимую работу
любого исполнительного механизма крана? 6. Каков принцип действия
механизма поворота крана КС-3562Б? 7. Как устроены грузовые и стреловые
лебедки кранов с гидравлическим приводом?