Реверсивный механизм изменяет направление вращения барабанов грузовой и
стреловой лебедок и поворотной части крана. Распределительный механизм
распределяет крутящий момент между грузовой и стреловой лебедками и
механизмом поворота, обеспечивая независимый раздельный привод всех
механизмов или некоторых из них. Реверсивные и распределительные
механизмы применяют только на кранах с механическим приводом; на
электрических и гидравлических кранах их функции выполняют электро-и
гидродвигатели.
Реверсивные механизмы как самостоятельные сборочные единицы трансмиссии
используют только на кранах серии МКА для реверса грузовой лебедки и
механизма поворота. На остальных кранах с механическим приводом
реверсивный и распределительный механизмы объединены в один корпус,
составляя реверсивно-распределительный механизм.
Реверсивно-распределительный механизм, установленный в трансмиссиях
приводов кранов КС-2561 Д (рис. 71) и КС-2561К, состоит из реверсивного
механизма 1, изменяющего направления вращения барабанов лебедок и
поворотной части, и распределительного механизма 11, передающего
движение грузовой лебедке и механизму поворота или стреловой лебедке.
Вал 13 реверса, установленный на двух шарикоподшипниках в корпусе 25,
ведущий. На нем на подшипниках посажены две конические шестерни 21 и 24,
находящиеся в постоянном зацеплении с валом-шестерней 17. На торцах
ступиц шестерен 21 и 24 имеются кулачки, между шестернями на шлицах
установлена кулачковая муфта 22, которая может занимать три положения:
нейтральное и крайние верхнее и нижнее.
В нейтральном положении муфта не входит в зацепление с шестернями 21 и
24 и все механизмы поворотной части крана отключены.
В крайнем верхнем положении она входит в зацепление с кулачками шестерни
21, от которой движение передается валу-шестерне, а от него через
распределительный механизм — лебедкам или механизму поворота. Это
положение муфты соответствует подъему груза, стрелы или вращению
поворотной части крана влево.
В крайнем нижнем положении муфта входит в зацепление с кулачками
шестерни 24. При этом меняется направление вращения вала-шесгерни и всех
последующих механизмов. Нижнее положение соответствует опусканию груза,
стрелы и вращению поворотной части крана вправо.
Муфта 22 перемещается с помощью установленной на валике 15 вилки 14,
соединенной с рычагом управления реверсом. В рабочем положении вилка
фиксируется шариком 2, а в нейтральном — шариком 1: шарики входят в
соответствующие кольцевые проточки валика и поджимаются пружинами.
Для осмотра реверсивного механизма в корпусе есть окно, закрытое крышкой
23. К верхнему шарикоподшипнику вала 13 реверса и шарикоподшипникам
шестерни 21 смазка поступает из масленки 18. Остальные подшипники и
шестер-ни смазываются маслом, заливаемым в картер корпуса. Правильность
зацепления конических шестерен 21 и 24 с валом-шесгерней регулируют
прокладками 7 и 20.
От реверсивного механизма через вал-шесгерню движение передается
распределительному механизму. На валу-шестерне на шпонке установлена
распределительная цилиндрическая шестерня 8, которая находится в
постоянном зацеплении с цилиндрическими шестернями 5 и 9. Шестерня 9
свободно вращается на валу 70, передающем движение грузовой лебедке. По
шлицам вала 10 перемещается муфта 11, при зацеплении зубьев которой с
зубьями ступицы шестерни 9 движение передается валу 10, а от него —
грузовой лебедке. Управляют муфтой И с помощью рычага 19 из кабины
управления.
Шестерня 5 свободно посажена на валу 4, установленном в гнездах валов 3
и 6. При перемещении шестерни 5 по валу 4 зубья на ее торцах входят в
зацепление с зубчатым венцом вала 3 или 6. При соединении шестерни 5 с
зубчатым венцом вала 6 движение передается стреловой лебедке, вала 3 —
механизму поворота. Шестерня 5 перемещается с помощью вилки, соединенной
с рычагом 12. В нейтральном и рабочем положениях рычаги 12 и 19
фиксируют пружинными защелками.
Осматривают распределительный механизм через люк, закрытый крышкой с
прокладкой 16. Смазывается он маслом, заливаемым в картер. Картеры
реверсивного и распределительного механизмов разделены стенкой, а для
определения уровня масла в каждом картере имеется свой маслоуказатель.
Описанный реверсивно-распредели-тельный механизм обеспечивает
независимую работу грузовой лебедки со стреловой лебедкой (шестерня 5
входит в зацепление с зубчатым венцом вала 6) или с механизмом поворота
(шестерня 5 входит в зацепление с зубчатым венцом вала 3).