Автомобильный кран (рис. 3) состоит . из неповоротной и поворотной
частей, связанных между собой опорно-поворотным устройством 7, которое
передает нагрузки (грузовой момент, вертикальные и горизонтальные силы)
от поворотной части крана на неповоротную, а также обеспечивает
возможность вращения поворотной части относительно неповоротной.
Неповоротная часть крана — это ходовое устройство / и ходовая рама 4 со
смонтированными на ней выносными опорами 3.
Ходовое устройство — шасси грузового автомобиля. В связи с
необходимостью размещения на нем механизмов и узлов крановой установки
в конструкцию шасси вносят ряд изменений: вместо кузова на раме
автомобиля закрепляют ходовую раму, дополнительно устанавливают коробку
отбора мощности 2, опорную стойку 28 стрелы, а также стабилизаторы 6
или выключатели упругих подвесок. У кранов с механическим приводом
дополнительно устанавливают промежуточный редуктор 5, у кранов с
гидравлическим приводом — масляный бак. При необходимости изменяют
место расположения топливных баков и запасных колес.
Ходовая рама — пространственная сварная конструкция, которую крепят на
шасси автомобиля и на которой устанавливают опорно-поворотное
устройство. Ходовая рама передает нагрузки от поворотной части на
основание через шасси автомобиля или выносные опоры.
Выносные опоры используют для увеличения опорного контура крана в
рабочем состоянии.
Поворотная часть крана – это поворотная платформа, на которой
размещены исполнительные механизмы, кабина 15 машиниста и стреловое
оборудование.
Поворотная платформа представляет собой поворотную раму 8 (основание
поворотной части крана), установленную на опорно-поворотном устройстве
7.
На конце поворотной рамы закреплен противовес 9
(дополнительный груз), уравновешивающий кран во время работы.
Исполнительные механизмы крана и их привод от внешних воздействий
защищает кожух 29 (капот). У кранов с гибкой подвеской стрелового
оборудования (рис. 3,а) на поворотной платформе установлена двуногая
стойка 10, к которой и подвешивают стреловое оборудование.
Исполнительные механизмы. У кранов с гибкой подвеской стрелового обору-
дования к ним относятся стреловая лебедка 13 для изменения угла наклона
стрелы, грузовая лебедка (на рис. 3,а расположена за стреловой
лебедкой) для подъема и опускания груза и механизм поворота 17 — для
вращения поворотной части крана. Движение лебедкам и механизму поворота
передается от реверсив-но-распределительного механизма 14.
У кранов с жесткой подвеской стрелового оборудования (рис. 3,6) угол
наклона телескопической стрелы 31 изменяют
с помощью гидравлических цилиндров 30 (гидроцилиндров). Подъем и
опускание груза производятся грузовой лебедкой, а вращение поворотной
части — механизмом поворота. Движение лебедке и механизму поворота
передается от гидродвигателя.
Выдвижные и телескопические стрелы-кранов снабжены специальными
исполнительными механизмами для их выдвижения.
Кабина, в которой размещены органы управления краном и сиденье
машиниста, оборудована необходимыми указателями, системой сигнализации и
системами создания микроклимата (вентиляцией, отоплением).
Стреловое оборудование обеспечивает действие грузозахватного устройства
в рабочей зоне крана.
У кранов с гибкой подвеской стреловое оборудование
комплектуется основной 21 и удлиненными невыдвижными и выдвижными
стрелами с гуськами или без них, грузовым 26 и стреловым 16 полиспастами
для подъема груза и стрелы 21 и специальным канатным устройством 19,
предохраняющим стрелу от запрокидывания. Полиспаст 16 состоит из блоков
/2, которые установлены на головке двуногой стойки и на специальной
траверсе 18, связанной с головкой стрелы оттяжками 23, и стрелового
каната 11, огибающего блоки двуногой стойки и траверсы. На некоторых
кранах (например, КС-2561Д) траверсы нет, а блоки установлены на головке
двуногой стойки и головке стрелы. На кранах этого типа устанавливают
также башенно-стреловое оборудование.
У кранов с жесткой подвеской комплект стрелового оборудования состоит
из телескопической стрелы с гуськами и без них и гидроцилиндров подъема
стрелы и выдвижения ее секций.
В состав стрелового оборудования кранов обоих типов включены
грузозахватные устройства, в качестве которых на автомобильных кранах
используют крюковую подвеску 27 и значительно реже — грейферные ковши и
магнитные шайбы. Крюковая подвеска состоит из блоков, траверсы и
грузового крюка. Блоки крюковой подвески вместе с блоками головки
стрелы и грузовым кана-
том 22 образуют грузовой полиспаст 26.
Краны оборудуют системой устройств и приборов, обеспечивающей их
безопасную эксплуатацию (например, ограничителями грузоподъемности 20,
сигнализаторами опасного напряжения 24).