В учебнике изложены основы знаний по конструкции и устройству
автомобильных кранов, методам их эксплуатации, технического
обслуживания и ремонта, основам организации работ и экономической
эффективности применения кранов.
Четвертое издание учебника подготовлено на основе «Учебного плана и
программы для подготовки квалифицированных рабочих в средних
профессионально-технических училищах. Профессия — машинист кранов
автомобильных» (шифр 4 —24—С) по предметам «Устройство, основы
эксплуатации и техническое обслуживание машин» и «Рабочее оборудование
и технология работ». В учебнике отражены все темы учебной программы, за
исключением темы 2 «Основы гигиены труда, производственной санитарии и
личной гигиены учащихся», которую преподает врач, темы 3 «Сведения из
технической механики», темы 4 «Допуски и технические измерения», тем
9—19 по разделам «Двигатель» и «Система питания». При изучении
названных тем учащиеся должны пользоваться учебниками А. В. Раннева
«Двигатели внутреннего сгорания строительных и дорожных машин» (М.,
1986), Г. М. Ганевского, И. И. Гольдина «Допуски, посадки и технические
измерения в машиностроении» (М., 1987).
Большую роль в практической работе им окажет «Справочник молодого
машиниста стреловых самоходных кранов» авторов М. Д. Полосина, Ю. И.
Гудкова, М., 1986.
Каждая тема программы должна быть практически закреплена на уроках
производственного обучения.
Авторы
Важная роль в деле снижения трудоемкости
выполняемых операций, ликвидации ручного труда на
погрузочно-разгрузочных и монтажных работах отводится грузоподъемным
машинам.
В составе парка грузоподъемных машин автомобильные краны, имеющие по
сравнению с другими самоходными кранами преимущества в мобильности,
занимают наибольший удельный вес на объектах всех отраслей народного
хозяйства. Рост парка автомобильных кранов сопровождается
совершенствованием их конструкции, улучшением эксплуатационных качеств.
Чтобы в полной мере реализовать технические возможности автомобильных
кранов, машинист должен хорошо знать их устройство, овладеть приемами
высокопроизводительного труда при интенсивной и безопасной
эксплуатации машины.
К автомобильным кранам предъявляются следующие требования: большая
маневренность и независимость передвижения как в пределах той или иной
строительной площадки, так и между ними; возможность использования на
различных видах работ; минимальные обьемы и трудоемкость по монтажу и
демонтажу самой машины, по подготовке площадок для ее эксплуатации, а
также по перебазированию с объекта на объект.
Перечисленным требованиям наиболее полно отвечают автомобильные
стреловые самоходные краны общего назначения, оснащенные широкой
номенклату-
рой рабочего оборудования, в том числе телескопической или выдвижной
стрелой, гуськами и удлинителями. Поэтому эти машины являются ведущими
при производстве многих строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных
и других работ на строительстве.
Работающие в различных отраслях народного хозяйства автомобильные
стреловые краны составляют более 85% всего парка стреловых самоходных
кранов, а по суммарной грузоподъемности — почти 50 %.
Выпуск автомобильных стреловых самоходных кранов в нашей стране
возрастал большими темпами. Если в 1960 г. было выпущено только 6,33
тыс. этих машин, то начиная с 1975 г. в -стране выпускается ежегодно по
19 — 20 тыс. машин грузоподъемностью 4- 16 т.
Увеличение объемов и рост темпов производства монтажных и
погрузочно-разгрузочных работ при реконструкции и строительстве
промышленных и гражданских зданий и сооружений, а также ускоренное
строительство на селе предприятий по переработке сельскохозяйственной
продукции, складов, хранилищ, животноводческих помещений,
благоустроенных жилых домов, детских учреждений, объектов
культурно-бытового назначения требуют совершенствования всех средств
механизации строительных и монтажных работ, в том числе и автомобильных
стреловых самоходных кранов.
Специальные конструкторские бюро ведут работу по дальнейшему
совершенствованию серийно выпускаемых машин, повышению их
технико-экономических показателей, улучшению условий труда машинистов.
В процессе модернизации выпускаемых машин повышается их
грузоподъемность, в конструкциях широко
применяют унифицированные механизмы, опорно-поворотные устройства,
кабины и другие узлы. Большое внимание уделяется совершенствованию
систем управления, удобству работы в кабинах, облегчению проведения
технического обслуживания и ремонта. Разрабатываются новые виды
сменного рабочего оборудования, требующие для монтажа и демонтажа
минимальных затрат. Краны оснащаются гидравлическими выносными опорами.
В одиннадцатой пятилетке количественный рост выпуска автомобильных
стреловых самоходных кранов сопровождался и его качественными
изменениями. Было начато освоение серийного производства принципиально
новых автомобильных стреловых самоходных кранов с гидравлическим
приводом и телескопической стрелой (КС-2571А, КС-3575, КС-3577, КС-4572
грузоподъемностью 6,3; 10 и 16 т). Применение телескопических стрел с
гидравлическим приводом подъема стрелы и выдвижения ее секций, а также
гидравлических выносных опор значительно сокращает время приведения
кранов в рабочее состояние, облегчает работу машиниста и улучшает
качество выполнения отдельных операций по перемещению груза.
В двенадцатой пятилетке будет освоено серийное производство второго
поко-
ления машин этого типа, созданных на базе ресурсосберегающих решений,
модульных принципов проектирования и оснащения их бортовыми
информационными, диагностическими и управляющими комплексами с широким
применением микропроцессорной техники.
Будут изготовлены автомобильные стреловые самоходные краны
грузоподъемностью 20 и 25 т.
В настоящее время эффективность эксплуатации кранов целиком зависит от
умелого и экономного использования их в технологическом процессе.
Поэтому повышаются требования и к профессиональному мастерству и
культурно-техническому уровню кадров, обслуживающих машины.
Техническое перевооружение строительства требует от машиниста крана
хорошего знания конструкции машины. Он должен уметь управлять краном,
соблюдать требования безопасности труда при его работе и во время его
обслуживания. Только овладев этими знаниями, учащиеся
профессионально-технических училищ могут стать высококвалифицированными
машинистами автомобильных стреловых самоходных кранов.
Введение и раздел первый написаны канд. техн. наук Л. В. Зайцевым;
предисловие, раздел второй — канд. техн. наук М. Д. Полосиным.