ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОКРАНОВ И
КОНСТРУКЦИЯ ИХ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ
ГЛАВА I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§ 1.
НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОКРАНОВ
Работа крана состоит из ряда операций: захват отдельного штучного груза
(или пакета), его подъем и перемещение к месту назначения, опускание и
отцепка груза, подъем и перемещение грузозахватного устройства или
приспособления в исходное положение для захвата, подъема и перемещения
следующего груза. Эти операции чередуются в определенной
последовательности, повторяясь через определенные промежутки времени
(циклы).
Краны относятся к грузоподъемным машинам прерывного, или цикличного,
действия в отличие от транспортирующих машин непрерывного действия
(например, конвейеров), которые перемещают грузы непрерывным потоком.
Стреловые краны подразделяют на несколько групп, наиболее
многочисленной из которых является группа самоходных кранов. От других
кранов стрелового типа (например, башенных) самоходные краны
отличаются тем, что имеют специальное ходовое устройство для
независимого перемещения по местности и комплектуются различными
видами сменного стрелово1 о оборудования, что позволяет использовать
краны на разнообразных работах и сравнительно быстро изменять их рабочие
параметры. Они обладают большой маневренностью в пределах строительной
площадки. Монтаж и демонтаж самоходных кранов, подготовка площадок для
их эксплуатации и передвижения, а также перебазирование крана с объекта
на объект осуществляются проще, быстрее и дешевле.
К стреловым самоходным кранам относятся автомобильные (ходовое
устройство включает в себя шасси автомобиля, его силовую установку,
трансмиссию и систему управления), пневмоколесные и гусеничные (ходовое
устройство содержит пневмоколесное или гусеничное шасси, приводимое в
движение от силовой установки, которая расположена на поворотной части
крана), а также на специальном (автомобильного типа, специально
приспособленном для условий работы кранов) и короткобазовом (специально
приспособленном для работы на неподготовленных площадках и в стесненных
условиях) шасси.
Автомобильные стреловые самоходные краны общего назначения1 служат для
подъема и опускания грузов и перемещения их на небольшие расстояния в
горизонтальной плоскости при производстве строительно-монтажных и
погрузочно-разгрузочных работ на рассредоточенных объектах.
Автомобильные краны различают по грузоподъемности, типу привода
основных механизмов и исполнению подвески стрелового оборудования.
По грузоподъемности их подразделяют на четыре размерные группы,
соответствующие ряду грузоподъемностей 4; 6,3; 10 и 16 т. В настоящее
время ведется работа по созданию автомобильного крана пятой размерной
группы грузоподъемностью 25 т.
1 В дальнейшем вместо термина автомобильный стреловой самоходный кран
общего назначения применяется форма — автомобильный кран (или просто
кран), что допускается в тех случаях, когда такое сокращение не может
привести к различному толкованию термина.
которых изменяется и угол наклона стрелы, а у
кранов с гибкой подвеской (рис. 1,6) — системой канатов.
Краткая характеристика автомобильного крана включает в себя важнейшие
классификационные признаки, а также номер модели, номер (очередность)
модернизации и указание о климатическом исполнении машины, например:
автомобильный стреловой самоходный кран общего назначения четвертой
размерной группы грузоподъемностью 16 т на шасси автомобиля КрАЗ-250 с
жесткой подвеской стрелового оборудования, телескопической стрелой и
гидравлическим приводом, модернизированный, в северном исполнении.
Очевидно, что такое наименование крана очень длинно. Поэтому каждой
модели крана присваивается индекс (марка), состоящий из ряда букв и
цифр, в котором зашифрованы все перечисленные выше сведения.
Всем стреловьгм самоходным кранам, выпускаемым заводами Минстройдорма-ша,
присваивается индекс, состоящий из двух букв (КС — кран стреловой
самоходный общего назначения, причем определения «стреловой» и «общего
назначения» подразумеваются здесь как само собой разумеющееся) и
четырех цифр (рис. 2). Цифровая часть, которую пишут
Рис. 1. Автомобильные краны с жесткой (а) и гибкой
(б) подвеской рабочего оборудования
По типу привода основных механизмов — с одно- и многомоторным
индивидуальным приводом. У крана с одномоторным приводом все рабочие
механизмы приводятся в движение одним двигателем внутреннего сгорания
— двигателем автомобиля, а передача движения исполнительным механизмам
осуществляется через механическую трансмиссию (кран с механическим
приводом). У крана с многомоторным индивидуальным приводом каждый
механизм приводится в движение от отдельного двигателя.
В качестве источника энергии для питания этих двигателей применяют
силовые установки, состоящие из двигателя внутреннего сгорания —
двигателя автомобиля и генераторной (краны с электрическим приводом)
или насосной (краны с гидравлическим приводом) станции.
По исполнению подвески стрелового оборудования— краны с жесткой и гибкой
подвеской. У кранов с жесткой подвеской (рис. 1,а) стреловое
оборудование удерживается гидравлическими цилиндрами.
Рис. 2. Индексация стреловых самоходных кранов
общего назначения:
КС — кран стреловой самоходный общею назначения, ХЛ — северное
исполнение, Т — тропики, ТВ — тропики влажные, Г —1усеничное ходовое
устройство с минимально допустимой поверхностью гусениц, ГУ — го же, с
увеличенной поверхностью гусениц, // — иневмоколесное ходовое
устройство, Ш – специальное шасси автомобильного типа, Ав — шасси
грузового автомобиля, Тр — трактор, Пр — прицепное ходовое устройство
после буквенной через дефис, обозначает основные
данные о кране в следующем порядке: первая цифра — размерная группа,
соответствующая грузоподъемности машины, вторая — тип ходового
устройства, третья — исполнение подвески стрелового оборудования и
четвертая — порядковый номер модели крана, Буквы в индексе, которые
стоят после цифр, обозначают очередную модернизацию (А, Б, В …) и
климатическое исполнение крана (северное — ХЛ, тропическое — Т или
тропики влажные — ТВ). С помощью индексации наименование крана может
быть значительно сокращено.
Например, индекс КС-4571ХЛ: 4 — четвертая размерная группа
(грузоподъемность 16 т), 5 — ходовое устройство, включающее в себя шасси
автомобиля (для кранов четвертой размерной группы, как правило,
КрАЗ-250); 7 — жесткая подвеска стрелового оборудования (как правило,
телескопическая стрела и гидравлический привод); 1 — порядковый номер
модели крана: ХЛ — северное исполнение.
Индекс кранов, выпускаемых другими министерствами и ведомствами, состоит
из двух-трех букв и цифр, отражающих, как правило, основное назначение
крана и его грузоподъемность: СМК-10 — специальный монтажный кран
грузоподъемностью 10 т, МКА-16 — монтажный кран автомобильный
грузоподъемностью 16 т.
В эксплуатации находится также большое число ранее выпускавшихся
Мин-стройдормашем и снятых затем с производства кранов, индекс которых
состоит из одной буквы (К – кран) и нескольких цифр. Первые цифры
обозначают грузоподъемность крана, а последняя — порядковый номер
модели (К-61 — кран грузоподъемностью 6 т, первая модель с механическим
приводом; К-162 — кран грузоподъемностью 16 т, вторая модель с
электрическим приводом).
Создание автомобильных кранов обеспечивается соблюдением при
проектировании, изготовлении и испытаниях этих машин ряда
государственных стандартов, важнейшим из которых является ГОСТ 22827 —
85 «Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия».
Безопасность работы крана обеспечивается соблюдением при про-
ектировании, изготовлении и эксплуатации Правил устройства и безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов и Правил дорожного движения.